0
13536
Газета Москва Интернет-версия

31.10.2024 18:09:00

Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Единственная деревянная скульптурная композиция выставочного комплекса вернулась на историческое место

Тэги: москва, вднх, павильоны, реставрация, резные деревянные скульптуры


москва, вднх, павильоны, реставрация, резные деревянные скульптуры Скульптуры работы Льва Кардашева в ходе реставрации были максимально сохранены в своем изначальном варианте. Фото агентства «Москва»

Масштабная программа ремонтно-реставрационных работ на ВДНХ в Москве вышла на завершающий этап. За 10 лет отреставрированы 38 из 49 объектов культурного наследия, среди которых – исторические павильоны, фонтаны, скульптуры и памятники, ландшафтные объекты. Подходит к концу и реставрация павильона № 67 – единственного на ВДНХ с деревянными резными скульптурами. Специалисты привели их в порядок, и на днях они снова заняли свое историческое место на фасаде павильона.

Павильон № 67 был построен в 1954 году по проекту архитекторов Фарида Рехмукова и Алексея Резниченко. В первое время он сменил много названий, в том числе «Академия наук СССР», «Культура и быт народов РСФСР», «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность», с 1966 года назывался «Советская печать». Но строился он для экспозиции «Карело-Финская ССР», что нашло отражение в архитектурных решениях.

Здание получилось строгим, в духе крестьянских домов русского севера. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. На колоннах портика размещены деревянные резные скульптуры работы Льва Кардашева: крестьянка с книгой, рабочий с разводным ключом, сосенки с пушистой хвоей. Они составляют основную ценность данного павильона. Объектов с резным декором на ВДНХ вообще можно пересчитать по пальцам одной руки. Деревянная скульптурная группа на выставке – единственная.

Чуть более года назад на павильоне начались реставрационные работы. Комплексная научная реставрация здания проводилась впервые. Деревянные скульптуры за десятилетия пришли в неудовлетворительное состояние: начали рассыхаться, на их поверхности появились трещины, через которые внутрь проникала влага. Их осторожно демонтировали и перевезли в мастерскую.

К реставрационным работам были привлечены специалисты по деревянным произведениям искусства, технологи, архитекторы. Реставрация проводилась под контролем аттестованных специалистов и представителей Департамента культурного наследия города Москвы.

На этой неделе вся деревянная композиция была возвращена на историческое место. При помощи подъемного крана скульптуры установили на консольных деталях фасада, закрытых медными пластинами со скатными краями. Медь, известная своими антисептическими свойствами, способна существенно продлить срок службы древесины и защитить ее от поражения насекомыми-вредителями.

«Скульптуры были максимально сохранены в своем историческом, подлинном варианте, объем докомпоновок был минимальным», – подчеркнул заместитель генерального директора – директор департамента капитального ремонта и строительства ВДНХ Александр Тарасов. По его словам, после реставрации скульптуры на 90% состоят из исторического материала. «Мы уверены, что они прослужат еще минимум 20–30 лет до очередного периода ремонтно-реставрационных работ», – отметил Александр Тарасов.

В процессе работы специалисты обследовали состояние дерева, рассказала главный архитектор-реставратор ВДНХ Елена Максимова. «Были проведены несколько научно-методических советов, на которых были приняты решения и уточнения по методике работ, по материалам, которые применялись для восстановления целостности деталей древесины. Приняли решение, что докомпоновки лучше не использовать, потому что это навредит древесине. Будут образованы волосяные трещины, которые в дереве задержат влагу, что в конце концов приведет к утрате предмета охраны», – отметила она.

Большие трещины на скульптурах специалисты решили оставить – так материал будет проветриваться и высыхать, это благотворно скажется на его состоянии. Недостающие фрагменты реставраторы вручную воссоздали с учетом техники резьбы 1950-х годов. По словам Елены Максимовой, были выполнены вставки из тонких фрагментов древесины, которые индивидуально подбирались под каждый участок, а также удалены все сильно деструктированные участки, которые невозможно было сохранить. В ходе заключительного этапа реставрационных работ все поверхности скульптур покрыли современными защитными составами.

Сейчас в павильоне проводится замена инженерных систем, и в следующем году на ВДНХ появится обновленное выставочное пространство. Кроме того, уже в ближайшее время откроет свои двери для посетителей павильон № 8 «Юные натуралисты» – реставрация там уже завершена, идут пусконаладочные работы на инженерных системах, рассказал Александр Тарасов. Завершаются работы и на павильоне № 6 «Абхазия», основной их объем планируется выполнить до конца года, и в следующем году он тоже откроется. В высокой степени готовности также павильон № 518 – кафе «Лето».

«Есть павильоны, по которым не так давно принято решение по финансированию, – сообщил Александр Тарасов. – Ведутся проектные работы на павильоне № 64 «Оптика» – там сейчас завершается разработка научно-проектной документации. На павильоне № 62 «Охрана природы» также завершается разработка проектной документации по реставрации фасадов и кровли. По данным объектам документация находится в экспертизе и практически уже согласована техническая часть».

По словам Александра Тарасова, после согласования и прохождения экспертизы и получения положительного заключения будут проведены конкурсные процедуры на выбор подрядных организаций по выполнению реставрационных работ. Реставрация каждого объекта в среднем занимает полтора года.

На данный момент в активной стадии ремонтно-реставрационные работы проводятся на ВДНХ в семи павильонах. «В части павильонов они уже завершены, идет оформление документов, поэтому можно говорить о том, что десятилетний период реставрационных работ и воссоздания павильонов и объектов подходит к концу», – резюмировал Александр Тарасов. 


Читайте также


Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
2790
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
1753
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
5588
Ботинки с медными подковками

Ботинки с медными подковками

Ольга Рычкова

Шаг за шагом по «маяковской» Москве

0
5346

Другие новости