Специалисты контакт-центра Соцказначейства работают без выходных. Фото агентства «Москва»
Комплексная система социальной поддержки горожан, выстроенная в Москве, в нынешнем году координируется из единого центра – Социального казначейства. Столица стала первым субъектом Федерации, где появился подобный оператор, специалисты которого обрабатывают обращения горожан, а налаженная IT-система позволяет в максимально сжатые сроки принимать решения о назначении десятков социальных услуг.
Сегодня различными мерами соцподдержки в столице пользуется около 4,5 млн горожан, то есть почти каждый третий москвич. Социальные службы концентрируются на том, чтобы все нуждающиеся в помощи жители мегаполиса смогли получить пособия и выплаты с учетом индивидуальных потребностей и жизненных ситуаций. При этом получить услуги можно максимально оперативно, а активное внедрение в Москве цифровых сервисов позволяет сделать социальную помощь более удобной и адресной. «Социальное казначейство Москвы – первое в России и не имеет аналогов, – говорит руководитель ведомства Иван Александров. – Мы начали работать в 2024 году и стали единым оператором по назначению мер социальной поддержки семьям с детьми, людям старшего поколения, людям с инвалидностью. Наш многофункциональный контакт-центр работает ежедневно. Москвичи могут получить консультацию всего лишь за 15 минут, не выходя из дома. Раньше нужно было приезжать в отдел соцзащиты, тратить время на дорогу, а сейчас операторы контакт-центра детализированно проконсультируют по каждой конкретной ситуации удаленно».
Многофункциональный контакт-центр действует ежедневно с 8 утра и до 20 часов. Получить услугу или консультацию можно по номеру +7 (495) 870–44–44. В среднем в сутки он обрабатывает примерно 3 тыс. телефонных звонков, заявок на обратный звонок и видеоконсультаций. Этим сервисом уже воспользовалось более 500 тыс. москвичей. Консультации могут получить и слабослышащие горожане – для этого к видеоконференции подключается сурдопереводчик.
К сегодняшнему дню оказание самых социально значимых и востребованных услуг переведено в электронный формат. Социальное казначейство Москвы с 1 января обрабатывает все поступающие от граждан заявления на меры социальной поддержки в онлайн-формате с портала mos. ru и из центров госуслуг «Мои документы». В ведомство, например, обращаются горожане старшего поколения, горожане с инвалидностью, семьи с детьми (в том числе многодетные), семьи, в которых воспитываются дети с инвалидностью, и многие другие москвичи. Наиболее часто обращаются по поводу ежемесячных пособий для семей с детьми, по поводу назначения региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, предоставления ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, а также по вопросу бесплатных санаторно-курортных путевок. Социальное казначейство объединяет в рамках одного учреждения весь цикл получения услуги.
По словам Ивана Александрова, сейчас в учреждении работают 1830 сотрудников, которые назначают меры социальной поддержки по 91 услуге. С начала этого года в всего в Соцказначейство уже обратилось более 2,5 млн москвичей.
Важнейшей частью Социального казначейства стала современная ведомственная информационная система, в которой происходит прием заявлений, их обработка, назначение и выплата. Цифровые решения позволяют в одной системе генерировать всю необходимую информацию о человеке и оказывать социальную поддержку адресно, с учетом конкретной жизненной ситуации. Благодаря этому решения о выплате принимаются быстрее, такой подход позволил сократить сроки предоставления услуг москвичам почти в два раза. По словам Александрова, перед сотрудниками казначейства стоит амбициозная задача – уменьшить срок предоставления услуг. Потенциал для этого существует, потребуются и обученные кадры. «У нас есть корпоративная академия, в которой учатся сотрудники казначейства, – подчеркнул Александров. – Мы поставили цель стать лучшим работодателем России и потому ждем молодых и перспективных ребят на работу».
Московский формат обеспечения социальных услуг поддерживает руководство Министерства труда и социальной защиты РФ. «За быстрым назначением помощи по одному заявлению или даже без него стоят масштабное обучение персонала, концентрация трудовых и организационных усилий, внедрение цифровых систем, – отмечает министр труда и социальной защиты Российский Федерации Антон Котяков. – Концентрация сотрудников, технологий и полномочий в одном месте позволяет оперативно и быстро решать задачи в интересах жителей города. По этому пути быстрого назначения выплат по одному заявлению, без дополнительного сбора справок, будут двигаться все субъекты Российской Федерации. Планируем, что к 2028 году основные региональные меры будут приведены в формат Социального казначейства».