0
3501
Газета Реалии Интернет-версия

22.05.2020 00:01:00

Преодоление всемирного ракетного фетишизма

Ударную авиацию рано списывать со счетов

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: су25, су24, ту22м3


су-25, су-24, ту-22м3 В атаке – специализированный штурмовик Су-25, предназначенный для нанесения ударов по войскам противника на поле боя. Фото с сайта www.mil.ru

Бурное развитие ракет в 50–60-е годы ХХ века нанесло тяжелый удар по тактической (фронтовой) авиации во всех основных странах мира. Особенно пострадала ударная авиация, которую, как решили многие политики и военные, ракеты заменят полностью.

По целому ряду причин, однако, замены не произошло. И главные ВВС мира по очереди стали на горьком военном опыте убеждаться, как плохо жить без бомбардировщиков и без штурмовиков. Более того, на этом самом военном опыте пришлось понять, что бомбардировщик, наносящий удары в глубине обороны противника, и штурмовик, работающий непосредственно над полем боя, – это концептуально разные машины. Для первого важнее скорость (в том числе на малых и предельно малых высотах) и дальность полета (в том числе на тех же малых высотах, где расход топлива гораздо выше), для второго – защищенность, то есть способность работать в условиях массированного применения противником разнообразных средств ПВО. Кроме того, военный опыт показал еще и то, что при попытке сделать универсальный самолет – истребитель-бомбардировщик – в подавляющем большинстве случаев получается посредственный бомбардировщик и плохой истребитель. Для США главным источником горького опыта стала вьетнамская война, для СССР – афганская («Афганский урок для России», «НВО» от 06.04.18).

В СССР в 1960–1970-е годы почти все фронтовые ударные самолеты имели изменяемую стреловидность крыла, что обеспечивало хорошие летные характеристики как при взлете и посадке, так и при больших скоростях полета на различных высотах. Правда, при этом значительно усложнялась конструкция самого крыла. По этой схеме были построены истребители-бомбардировщики Су-17 (экспортные варианты – Су-20 и Су-22) и МиГ-23, а затем фронтовой бомбардировщик Су-24. При этом Су-17 ни в коей мере не был истребителем, это был чисто ударный самолет (иногда он классифицировался как штурмовик), а МиГ-23 разделился на несколько модификаций, одна из которых (МиГ-23БН) тоже стала чисто ударной. При дальнейшей модернизации из него родился бомбардировщик МиГ-27. Все эти самолеты прошли афганскую войну, особенно интенсивно воевал Су-17, он же понес наибольшие потери – 29 или 30 машин.

К началу 1990-х они относительно устарели и после распада СССР были быстро сняты с вооружения не только в России, но и во всех постсоветских странах (хотя МиГ-27 до последнего времени оставался главным ударным самолетом ВВС Индии, Су-22 и МиГ-23БН очень активно воюют в составе ВВС Сирии).

Су-24, а затем его модернизированный вариант Су-24М изначально классифицировался как фронтовой бомбардировщик без всяких претензий на «истребительность» (на базе Су-24М также был создан разведчик Су-24МР). Он обладал весьма высокими ТТХ, при этом был достаточно сложен в управлении и эксплуатации. В афганской войне применялся ограниченно, потери составили один самолет, причем по техническим причинам. По полной программе Су-24 воевали в обеих чеченских войнах. В первой войне («Война, проигранная по собственному желанию», «НВО» от 13.12.19) также был потерян один Су-24 по техническим причинам, во второй («Победа вопреки», «НВО» от 31.01.20) – два, причем как минимум один из них был сбит (еще три сгорели на аэродроме в Ахтубинске из-за ошибки наземного персонала). На Су-24 легла основная тяжесть российской воздушной операции в Сирии. Там были потеряны два бомбардировщика: один сбит турецким истребителем F-16С, второй разбился при взлете.

Уже в ХХI веке часть Су-24М прошли модернизацию по варианту Су-24М2. Считать новым этот бомбардировщик никак нельзя, но пока основу фронтовой ударной авиации России составляет именно он.

В настоящее время Су-24М и Су-24МР развернуты только в европейской части России. В ОСК «Север» («Северный флот подвести не должен», «НВО» от 27.07.18) они имеются в 98-м смешанном авиаполку в Мончегорске (Мурманская область). В ЗВО – в 4-м штурмовом авиаполку на аэродроме Черняховск Калининградской области («Трофейная область», «НВО» от 08.11.19) и (только в варианте Су-24МР) в 4-й разведывательной эскадрилье на аэродроме Шаталово Смоленской области. Больше всего Су-24 в ЮВО. Они состоят на вооружении в 11-м авиаполку в Мариновке Волгоградской области («Северный Кавказ: когда тыл становится фронтом», «НВО» от 08.02.19), в 43-м морском штурмовом авиаполку ЧФ на аэродроме Саки в Крыму, в 37-м авиаполку на севастопольском аэродроме Бельбек («Проблемы в построении обороны Крыма», «НВО» от 30.08.19).

Еще несколько Су-24 разных модификаций имеется в 4-м Центре боевого применения и переучивания летного состава в Липецке. Всего в ВКС РФ имеется до 130 Су-24, в том чисбе не менее 50 Су-24МР. Еще несколько самолетов этого типа числятся в экспериментальных и учебных частях, не менее 100 Су-24 находятся на хранении, но большую их часть ожидает утилизация.

Для замены Су-24М с 2014 года в войска стал поступать истребитель-бомбардировщик Су-34. Он был создан на базе истребителя Су-27, что стало повторением американского опыта – создания ударного самолета F-15Е на базе истребителя F-15. Благодаря своему происхождению Су-34 в отличие от Су-24 способен вести по крайней мере оборонительный воздушный бой, при этом очень значительно превосходит своего предшественника в плане решения основных задач. Он уже приобрел боевой опыт в Сирии, причем весьма успешный.

В настоящее время несколько Су-34 имеется в 4-м ЦБППЛС в Липецке. Полностью перевооружены на Су-34 4 бомбардировочных авиаполка: 47-й ЗВО на аэродроме Балтимор (Воронеж), 559-й ЮВО на аэродроме Морозовск Ростовской области, 277-й ВВО на аэродроме Хурба Хабаровского края, 2-й ЦВО на аэродроме Шагол в Челябинске («Чем сильны войска Центрального военного округа», «НВО» от 06.09.19). Всего на вооружении ВКС РФ состоит свыше 120 самолетов этого типа, в том числе несколько – в экспериментальных и учебных частях, производство Су-34 продолжается.

Су-25, поступивший на вооружение ВВС СССР почти одновременно с Су-24, в начале 1980-х, стал первым отечественным (не считая Ил-2) и вторым в мире после американского А-10 специализированным штурмовиком, предназначенным для нанесения ударов по войскам противника непосредственно на поле боя и на ближайших подступах к нему. Больше таких самолетов ни у нас, ни в США, ни в других странах так и не появилось. Весьма примитивный китайский Q-5 скорее является аналогом Су-17, хотя и числится штурмовиком.

Су-25 исключительно активно воевали в Афганистане, в Чечне, а сейчас воюют в Сирии. В Афганистане было потеряно от 23 до 37 самолетов этого типа (до 10 – на земле), в первую чеченскую – четыре, во вторую чеченскую – шесть (из них, впрочем, сбит был только один). Еще три-чнтыре штурмовика было потеряно в августе 2008 года в войне с Грузией. С учетом интенсивности эксплуатации эти потери нельзя считать слишком высокими, тем более что штурмовик вообще принято рассматривать как одноразовый самолет.

Сейчас в ВКС РФ осталось лишь три штурмовых авиаполка, полностью оснащенных Су-25СМ (последняя модернизация данной машины): 18-й в ВВО на аэродроме Черниговка Приморского края («Неполноценная оборона Приморья», «НВО» от 11.10.19) и два в ЮВО – 368-й на аэродроме Буденновск (Ставропольский край) и 960-й на аэродроме Приморско-Ахтарск (Краснодарский край). Штурмовиками Су-25 оснащена 999-я авиабаза ЦВО Кант в Киргизии («Нужен ли России форпост в Центральной Азии», «НВО» от 12.10.18), также Су-25СМ имеются в вышеупомянутых 37-м авиаполку ЮВО в Бельбеке и в 4-м липецком ЦБППЛС. Еще до двух десятков Су-25 имеется на двух учебных авиабазах – 195-й (Кущевская, Краснодарский край) и 209-й (Борисоглебск, Воронежская область). Всего на вооружении ВКС РФ состоит более 120 Су-25, включая учебно-боевые машины. Еще несколько десятков находятся на хранении, но их скорее всего ожидает утилизация. Замены Су-25 пока не просматривается. С точки зрения современных тенденций сменить штурмовики над полем боя должны ударные БПЛА, но таковых у нас пока нет.

В ВВС США нет прямых аналогов Су-24 (таковым был F-111, но сейчас этих машин не осталось не только в строю, но и на хранении). Аналогом Су-34 можно считать F-15Е, для Су-25 – А-10. В обоих случаях у США соответствующих самолетов гораздо больше, но Су-34 находится в производстве, то есть их количество хотя и медленно, но растет. В Китае, наоборот, нет аналогов Су-34 и Су-25, зато есть аналог Су-24 – JH-7. В ВВС и Морской авиации НОАК этих самолетов почти вдвое больше, чем у нас Су-24. Впрочем, в России определенным дополнением к фронтовой ударной авиации можно считать бомбардировщики Ту-22М3 из состава Дальней авиации («Воздушные стратеги», «НВО» от 07.12.18), аналогов которым нет ни в США, ни в Китае.

С учетом высокой стратегической мобильности и значительного боевого опыта нынешнего количества ударной авиации вроде бы достаточно, но поступление Су-34 не компенсирует выбывания Су-24, Су-25, а также Ту-22М3. Соответственно в обозримом будущем дефицит бомбардировщиков и в еще большей степени штурмовиков в России, к сожалению, отнюдь не исключен.

Перспективы ударной авиации неоднозначны не только в России, но и в мире в целом. В основном ее функции перешли к истребителям (к истребителям-бомбардировщикам). Класс бомбардировщиков, причем не только стратегических, но и фронтовых, практически исчез, оставшись лишь у нынешней «большой тройки» (США, КНР, РФ). Правда, все эти три страны собираются создавать перспективные стратегические бомбардировщики. Здесь возможны две противоположные концепции – «прорыватель ПВО» и «бомбовоз» (точнее – «извозчик крылатых ракет», чье вхождение в зону ПВО противника не подразумевается). «Прорыватель», в свою очередь, может быть либо сверхзвуковым (типа Ту-160), либо дозвуковым невидимкой (типа В-2). Окончательной ясности по этому поводу пока ни в одной из трех стран нет, но скорее всего победит вариант нового В-2 (по крайней мере в США). Фронтовых же бомбардировщиков сейчас ни у кого нет даже в проекте. F-15Е, JH-7А и тем более Су-34 прослужат еще долго, но совершенно неясно, придет ли что-нибудь им на смену.

Класс специализированных штурмовиков почти наверняка навсегда ограничится двумя машинами, уже уходящими в прошлое – американским А-10 и советским Су-25. В дальнейшем в роли штурмовиков будут выступать либо, как и сейчас, боевые версии учебных самолетов, либо самолеты специализированные, но совсем другие. Здесь тенденция к упрощению и удешевлению проявляется всерьез в расчете на мятежевойны в слаборазвитых странах. Американские АТ-802 и АС-208 созданы на основе сельскохозяйственных самолетов, «Скорпион» и «Архангел» построены с нуля, бразильский ЕМВ-314 (он же А-29) «Супер Тукано» разработан на базе учебного ЕМВ-312. Все эти машины, несмотря на простоту и дешевизну, способны применять широкую номенклатуру как неуправляемого, так и управляемого высокоточного оружия. У этих самолетов, вероятно, большое будущее, появятся и новые модели «воздушных тракторов» (именно так называется АТ-802).

Основным же заменителем штурмовиков, а отчасти и фронтовых бомбардировщиков станут боевые БПЛА, новый «расходный материал» войн будущего, в которых человек участвовать очень не хочет («Ближневосточный военный парадокс», «НВО» от 20.03.20). Он хочет спокойно и комфортно жить, пока за ним не прилетит боевой БПЛА или не придет боевой робот, которому человек дал право убивать людей по собственной инициативе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости