В атаке – специализированный штурмовик Су-25, предназначенный для нанесения ударов по войскам противника на поле боя. Фото с сайта www.mil.ru
Бурное развитие ракет в 50–60-е годы ХХ века нанесло тяжелый удар по тактической (фронтовой) авиации во всех основных странах мира. Особенно пострадала ударная авиация, которую, как решили многие политики и военные, ракеты заменят полностью.
По целому ряду причин, однако, замены не произошло. И главные ВВС мира по очереди стали на горьком военном опыте убеждаться, как плохо жить без бомбардировщиков и без штурмовиков. Более того, на этом самом военном опыте пришлось понять, что бомбардировщик, наносящий удары в глубине обороны противника, и штурмовик, работающий непосредственно над полем боя, – это концептуально разные машины. Для первого важнее скорость (в том числе на малых и предельно малых высотах) и дальность полета (в том числе на тех же малых высотах, где расход топлива гораздо выше), для второго – защищенность, то есть способность работать в условиях массированного применения противником разнообразных средств ПВО. Кроме того, военный опыт показал еще и то, что при попытке сделать универсальный самолет – истребитель-бомбардировщик – в подавляющем большинстве случаев получается посредственный бомбардировщик и плохой истребитель. Для США главным источником горького опыта стала вьетнамская война, для СССР – афганская («Афганский урок для России», «НВО» от 06.04.18).
В СССР в 1960–1970-е годы почти все фронтовые ударные самолеты имели изменяемую стреловидность крыла, что обеспечивало хорошие летные характеристики как при взлете и посадке, так и при больших скоростях полета на различных высотах. Правда, при этом значительно усложнялась конструкция самого крыла. По этой схеме были построены истребители-бомбардировщики Су-17 (экспортные варианты – Су-20 и Су-22) и МиГ-23, а затем фронтовой бомбардировщик Су-24. При этом Су-17 ни в коей мере не был истребителем, это был чисто ударный самолет (иногда он классифицировался как штурмовик), а МиГ-23 разделился на несколько модификаций, одна из которых (МиГ-23БН) тоже стала чисто ударной. При дальнейшей модернизации из него родился бомбардировщик МиГ-27. Все эти самолеты прошли афганскую войну, особенно интенсивно воевал Су-17, он же понес наибольшие потери – 29 или 30 машин.
К началу 1990-х они относительно устарели и после распада СССР были быстро сняты с вооружения не только в России, но и во всех постсоветских странах (хотя МиГ-27 до последнего времени оставался главным ударным самолетом ВВС Индии, Су-22 и МиГ-23БН очень активно воюют в составе ВВС Сирии).
Су-24, а затем его модернизированный вариант Су-24М изначально классифицировался как фронтовой бомбардировщик без всяких претензий на «истребительность» (на базе Су-24М также был создан разведчик Су-24МР). Он обладал весьма высокими ТТХ, при этом был достаточно сложен в управлении и эксплуатации. В афганской войне применялся ограниченно, потери составили один самолет, причем по техническим причинам. По полной программе Су-24 воевали в обеих чеченских войнах. В первой войне («Война, проигранная по собственному желанию», «НВО» от 13.12.19) также был потерян один Су-24 по техническим причинам, во второй («Победа вопреки», «НВО» от 31.01.20) – два, причем как минимум один из них был сбит (еще три сгорели на аэродроме в Ахтубинске из-за ошибки наземного персонала). На Су-24 легла основная тяжесть российской воздушной операции в Сирии. Там были потеряны два бомбардировщика: один сбит турецким истребителем F-16С, второй разбился при взлете.
Уже в ХХI веке часть Су-24М прошли модернизацию по варианту Су-24М2. Считать новым этот бомбардировщик никак нельзя, но пока основу фронтовой ударной авиации России составляет именно он.
В настоящее время Су-24М и Су-24МР развернуты только в европейской части России. В ОСК «Север» («Северный флот подвести не должен», «НВО» от 27.07.18) они имеются в 98-м смешанном авиаполку в Мончегорске (Мурманская область). В ЗВО – в 4-м штурмовом авиаполку на аэродроме Черняховск Калининградской области («Трофейная область», «НВО» от 08.11.19) и (только в варианте Су-24МР) в 4-й разведывательной эскадрилье на аэродроме Шаталово Смоленской области. Больше всего Су-24 в ЮВО. Они состоят на вооружении в 11-м авиаполку в Мариновке Волгоградской области («Северный Кавказ: когда тыл становится фронтом», «НВО» от 08.02.19), в 43-м морском штурмовом авиаполку ЧФ на аэродроме Саки в Крыму, в 37-м авиаполку на севастопольском аэродроме Бельбек («Проблемы в построении обороны Крыма», «НВО» от 30.08.19).
Еще несколько Су-24 разных модификаций имеется в 4-м Центре боевого применения и переучивания летного состава в Липецке. Всего в ВКС РФ имеется до 130 Су-24, в том чисбе не менее 50 Су-24МР. Еще несколько самолетов этого типа числятся в экспериментальных и учебных частях, не менее 100 Су-24 находятся на хранении, но большую их часть ожидает утилизация.
Для замены Су-24М с 2014 года в войска стал поступать истребитель-бомбардировщик Су-34. Он был создан на базе истребителя Су-27, что стало повторением американского опыта – создания ударного самолета F-15Е на базе истребителя F-15. Благодаря своему происхождению Су-34 в отличие от Су-24 способен вести по крайней мере оборонительный воздушный бой, при этом очень значительно превосходит своего предшественника в плане решения основных задач. Он уже приобрел боевой опыт в Сирии, причем весьма успешный.
В настоящее время несколько Су-34 имеется в 4-м ЦБППЛС в Липецке. Полностью перевооружены на Су-34 4 бомбардировочных авиаполка: 47-й ЗВО на аэродроме Балтимор (Воронеж), 559-й ЮВО на аэродроме Морозовск Ростовской области, 277-й ВВО на аэродроме Хурба Хабаровского края, 2-й ЦВО на аэродроме Шагол в Челябинске («Чем сильны войска Центрального военного округа», «НВО» от 06.09.19). Всего на вооружении ВКС РФ состоит свыше 120 самолетов этого типа, в том числе несколько – в экспериментальных и учебных частях, производство Су-34 продолжается.
Су-25, поступивший на вооружение ВВС СССР почти одновременно с Су-24, в начале 1980-х, стал первым отечественным (не считая Ил-2) и вторым в мире после американского А-10 специализированным штурмовиком, предназначенным для нанесения ударов по войскам противника непосредственно на поле боя и на ближайших подступах к нему. Больше таких самолетов ни у нас, ни в США, ни в других странах так и не появилось. Весьма примитивный китайский Q-5 скорее является аналогом Су-17, хотя и числится штурмовиком.
Су-25 исключительно активно воевали в Афганистане, в Чечне, а сейчас воюют в Сирии. В Афганистане было потеряно от 23 до 37 самолетов этого типа (до 10 – на земле), в первую чеченскую – четыре, во вторую чеченскую – шесть (из них, впрочем, сбит был только один). Еще три-чнтыре штурмовика было потеряно в августе 2008 года в войне с Грузией. С учетом интенсивности эксплуатации эти потери нельзя считать слишком высокими, тем более что штурмовик вообще принято рассматривать как одноразовый самолет.
Сейчас в ВКС РФ осталось лишь три штурмовых авиаполка, полностью оснащенных Су-25СМ (последняя модернизация данной машины): 18-й в ВВО на аэродроме Черниговка Приморского края («Неполноценная оборона Приморья», «НВО» от 11.10.19) и два в ЮВО – 368-й на аэродроме Буденновск (Ставропольский край) и 960-й на аэродроме Приморско-Ахтарск (Краснодарский край). Штурмовиками Су-25 оснащена 999-я авиабаза ЦВО Кант в Киргизии («Нужен ли России форпост в Центральной Азии», «НВО» от 12.10.18), также Су-25СМ имеются в вышеупомянутых 37-м авиаполку ЮВО в Бельбеке и в 4-м липецком ЦБППЛС. Еще до двух десятков Су-25 имеется на двух учебных авиабазах – 195-й (Кущевская, Краснодарский край) и 209-й (Борисоглебск, Воронежская область). Всего на вооружении ВКС РФ состоит более 120 Су-25, включая учебно-боевые машины. Еще несколько десятков находятся на хранении, но их скорее всего ожидает утилизация. Замены Су-25 пока не просматривается. С точки зрения современных тенденций сменить штурмовики над полем боя должны ударные БПЛА, но таковых у нас пока нет.
В ВВС США нет прямых аналогов Су-24 (таковым был F-111, но сейчас этих машин не осталось не только в строю, но и на хранении). Аналогом Су-34 можно считать F-15Е, для Су-25 – А-10. В обоих случаях у США соответствующих самолетов гораздо больше, но Су-34 находится в производстве, то есть их количество хотя и медленно, но растет. В Китае, наоборот, нет аналогов Су-34 и Су-25, зато есть аналог Су-24 – JH-7. В ВВС и Морской авиации НОАК этих самолетов почти вдвое больше, чем у нас Су-24. Впрочем, в России определенным дополнением к фронтовой ударной авиации можно считать бомбардировщики Ту-22М3 из состава Дальней авиации («Воздушные стратеги», «НВО» от 07.12.18), аналогов которым нет ни в США, ни в Китае.
С учетом высокой стратегической мобильности и значительного боевого опыта нынешнего количества ударной авиации вроде бы достаточно, но поступление Су-34 не компенсирует выбывания Су-24, Су-25, а также Ту-22М3. Соответственно в обозримом будущем дефицит бомбардировщиков и в еще большей степени штурмовиков в России, к сожалению, отнюдь не исключен.
Перспективы ударной авиации неоднозначны не только в России, но и в мире в целом. В основном ее функции перешли к истребителям (к истребителям-бомбардировщикам). Класс бомбардировщиков, причем не только стратегических, но и фронтовых, практически исчез, оставшись лишь у нынешней «большой тройки» (США, КНР, РФ). Правда, все эти три страны собираются создавать перспективные стратегические бомбардировщики. Здесь возможны две противоположные концепции – «прорыватель ПВО» и «бомбовоз» (точнее – «извозчик крылатых ракет», чье вхождение в зону ПВО противника не подразумевается). «Прорыватель», в свою очередь, может быть либо сверхзвуковым (типа Ту-160), либо дозвуковым невидимкой (типа В-2). Окончательной ясности по этому поводу пока ни в одной из трех стран нет, но скорее всего победит вариант нового В-2 (по крайней мере в США). Фронтовых же бомбардировщиков сейчас ни у кого нет даже в проекте. F-15Е, JH-7А и тем более Су-34 прослужат еще долго, но совершенно неясно, придет ли что-нибудь им на смену.
Класс специализированных штурмовиков почти наверняка навсегда ограничится двумя машинами, уже уходящими в прошлое – американским А-10 и советским Су-25. В дальнейшем в роли штурмовиков будут выступать либо, как и сейчас, боевые версии учебных самолетов, либо самолеты специализированные, но совсем другие. Здесь тенденция к упрощению и удешевлению проявляется всерьез в расчете на мятежевойны в слаборазвитых странах. Американские АТ-802 и АС-208 созданы на основе сельскохозяйственных самолетов, «Скорпион» и «Архангел» построены с нуля, бразильский ЕМВ-314 (он же А-29) «Супер Тукано» разработан на базе учебного ЕМВ-312. Все эти машины, несмотря на простоту и дешевизну, способны применять широкую номенклатуру как неуправляемого, так и управляемого высокоточного оружия. У этих самолетов, вероятно, большое будущее, появятся и новые модели «воздушных тракторов» (именно так называется АТ-802).
Основным же заменителем штурмовиков, а отчасти и фронтовых бомбардировщиков станут боевые БПЛА, новый «расходный материал» войн будущего, в которых человек участвовать очень не хочет («Ближневосточный военный парадокс», «НВО» от 20.03.20). Он хочет спокойно и комфортно жить, пока за ним не прилетит боевой БПЛА или не придет боевой робот, которому человек дал право убивать людей по собственной инициативе.
комментарии(0)