0
15660
Газета Реалии Интернет-версия

30.03.2023 20:47:00

Тридцать лет деградации украинских ВВС

Когда-то они были среди сильнейших в мире

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: реалии, украина, ввс, обзор, ретроспектива, россия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

реалии, украина, ввс, обзор, ретроспектива, россия Согласно сводкам Минобороны РФ, 400-м по счету украинским самолетом, уничтоженным в ходе спецоперации, оказался истребитель типа Су-27. Фото Владимира Карнозова

От Военно-воздушных сил и Войск ПВО СССР Вооруженные силы Украины получили гигантскую воздушную мощь: 4 воздушные армии, 10 авиадивизий, 49 авиаполков, 2,8 тыс. самолетов и вертолетов, 8 зенитно-ракетных бригад, 10 зенитно-ракетных полков. Причем в этих частях, соединениях и объединениях была очень высока доля самой современной на тот момент авиационной техники.

Кроме того, Украине досталась примерно половина авиации Черноморского флота, частично – сразу после распада СССР, частично – в 1997 году, после окончательного раздела ЧФ между Россией и Украиной («Угнать, захватить, списать или продать. Краткий курс истории украинского флота», «НВО», 03.03.23).

В ПЯТЕРКЕ СИЛЬНЕЙШИХ В МИРЕ

На Украине оказалась даже основная часть стратегической (Дальней) авиации ВВС СССР – 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 23 Ту-95МС (а также шесть противолодочных самолетов Ту-142, созданных на базе Ту-95), 56 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3, 72 Ту-22 ранних модификаций, 67 Ту-16, 21 заправщик Ил-78. Причем Ту-160 и Ил-78 Украина получила, по сути, все имевшиеся в Советском Союзе.

Также Киев получил весьма значительную, и при этом лучшую часть других родов ВВС и ПВО. Авиация ПВО, впрочем, была представлена самолетами уже достаточно устаревшими – 70 Су-15ТМ, 81 МиГ-25П, 117 МиГ-23МЛД.

С фронтовой авиацией было гораздо лучше. Так, число фронтовых бомбардировщиков Су-24 достигало 209 единиц, также имелось 35 разведчиков Су-24МР. Их дополняли 84 весьма современных на тот момент штурмовика Су-25 и как минимум 59 более старых Су-17.

Не менее мощным оказался потенциал истребительной авиации, которая получила более 300 машин 4-го поколения. Общее количество Су-27 составило 72 единицы (еще два прототипа палубных Су-27 не были приняты на вооружение и позже проданы в Китай), общее количество МиГ-29 – 247 единиц.

Их дополняли более старые машины – не менее 55 МиГ-23МЛД/УБ, 16 МиГ-25Р (в роли разведчиков), 30 Як-28ПП (в роли самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ)), 351 МиГ-21 (в роли учебных самолетов). Кроме того, в ремонте и на хранении находились 49 бомбардировщиков МиГ-27.

Таким образом, общее число боевых самолетов превышало 1,7 тыс. единиц. Что делало украинские Военно-воздушные силы как минимум четвертыми в мире по своему потенциалу после ВВС США, Китая и РФ. Причем ВВС РФ в тот момент находились в состоянии развала, а китайские ВВС были оснащены крайне устаревшими машинами, имевшими крайне низкие тактико-технические характеристики. То есть, по сути, Киев имел основания считать себя обладателем вторых по мощи ВВС в мире после американских.

Также Украина получила в наследство от СССР очень значительное количество специальных и вспомогательных машин. Кроме упомянутых выше заправщиков Ил-78, созданных на базе военно-транспортного самолета Ил-76, ей перешло до полутора сотен собственно Ил-76.

Также в составе транспортной авиации имелось не менее сотни различных самолетов Ан. При этом именно Украине достались ОКБ имени Антонова, где эти самолеты создавались, и авиазавод в Киеве, где они производились. Количество учебных самолетов L-39 превысило 500 единиц. Из состава морской авиации Украина получила до 20 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12.

Наконец, Украине досталось множество вертолетов армейской и морской авиации. В первую очередь речь идет о 274 боевых вертолетах Ми-24 (в том числе немногим более 60 специальных машин Ми-24РХР/К и устаревших Ми-24А/Д) и 25 тяжелых транспортных Ми-26. Также имелось до 20 устаревших тяжелых вертолетов Ми-6, свыше 200 многоцелевых Ми-8 и не менее 46 морских вертолетов (четыре Ка-29, 16 Ка-27, 26 Ми-14П), не считая трех десятков крайне устаревших Ка-25.

Исключительно высоким потенциалом обладала наземная противовоздушная оборона. От Войск ПВО СССР и ПВО Сухопутных войск Украине достались 43 дивизиона зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПТ/ПС и 6 дивизионов С-300В, 35 дивизионов ЗРС С-200, 23 дивизиона зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук», 29 дивизионов ЗРК С-125, 37 дивизионов ЗРК С-75, 27 дивизионов ЗРК «Круг», 4 дивизиона ЗРК «Куб», несколько тысяч ЗРК малой дальности, переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК), зенитных самоходных установок (ЗСУ) и зенитных орудий.

По-видимому, по мощи наземной ПВО Украина в начале 1990-х уступала лишь России, а по плотности ПВО на единицу территории уверенно занимала первое место в мире («Насколько страшна украинская ПВО», «НВО», 11.02.22).

Кроме вышеупомянутых ОКБ имени Антонова и Киевского авиазавода на Украине остался еще ряд предприятий ВПК, производящих авиационные ракеты, двигатели и различное оборудование. Впрочем, не было предприятий, производящих боевые самолеты и вертолеты.

БЕСПОЛЕЗНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Эксплуатировать стратегическую авиацию у Украины не было ни денег, ни реальных возможностей. К тому же сильнейшее давление с требованием отказа от нее на Киев оказывали одновременно Вашингтон и Москва.

В итоге в 1996–2006 годах вся стратегическая авиация на Украине была ликвидирована. Восемь Ту-160, три Ту-95МС и 581 стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) Х-55 были переданы России в счет оплаты долгов за газ. Остальные 487 Х-55 и все оставшиеся Ту-160/95МС/142/22/16 (всех модификаций) были утилизированы – кроме нескольких машин, переданных в музеи.

В связи с ликвидацией стратегической авиации Украине оказались не нужны и заправщики. К настоящему времени у нее остались лишь два или три Ил-78 на хранении, остальные распроданы или утрачены.

Ликвидировать фронтовую авиацию никто от Украины не требовал, она занялась этим по собственной инициативе. Впрочем, избавление от самолетов старых типов (Су-15/17/22, МиГ-23/25/27) носило вполне объективный характер. Примерно 80 машин этих типов были поставлены на экспорт, почти все остальные на данный момент утилизированы.

«Заодно» на утилизацию отправилась значительная часть Су-24 (точное количество утилизированных машин этого типа неизвестно до сих пор), за рубеж был продан всего один Су-24 (в Эстонию как музейный экспонат).

Кроме того, Украина избавилась от очевидно не нужных ей четырех палубных учебно-боевых самолетов Су-25УТГ (два были проданы в Россию, по одному – в США и Китай). Из состава наземной ПВО на хранение или утилизацию отправлялись старые ЗРК (С-75М, С-125М, «Круг», «Куб»).

В ходе этих процессов ВВС и ПВО Украины переживали постоянные реорганизации, выражавшиеся в первую очередь в сокращении и слиянии частей и соединений. У страны не было средств на содержание значительных по размерам ВВС – и, главное, не было понимания, зачем они вообще ей нужны. Самолеты и вертолеты новых типов не утилизировались, но в больших количествах отправлялись на хранение (где практически не обслуживались) либо продавались за рубеж. Оставшиеся боеспособными машины в воздух поднимались крайне редко, годовой налет в 1990–2000-е годы составлял всего несколько часов на одного летчика.

ВСЕ НА ПРОДАЖУ

Украинская авиационная техника экспортировалась во множество стран, среди которых преобладали африканские. Штурмовиков Су-25 из наличия ВВС Украины (кроме вышеупомянутых четырех Су-25УТГ) было продано 22. Истребителей Су-27 ушло за рубеж восемь (в том числе два Су-27УБ было продано в США, а один не был возвращен с ремонта в Белоруссии), МиГ-29 – 26 (в том числе также три МиГ-29УБ в США). Беспрецедентными оказались масштабы экспорта вертолетов Ми-24 – 138 единиц (половина от первоначально имевшихся). Также было продано свыше 200 L-39. Транспортные самолеты в массовом порядке переводились в гражданские – а затем, как правило, тоже продавались за рубеж либо утилизировались. В частности, из полутора сотен Ил-76 в летном состоянии к 2022 году осталось не более 14 (7–8 в ВВС и 5–6 в гражданских авиакомпаниях), еще немногим более 50 – на хранении.

Из наземной ПВО были выведены не только ЗРК старых типов, но также часть С-300ПТ и вполне современные С-300В и ЗРК «Тор», поскольку их не было возможности обслуживать.

ОКБ Антонова занималось разработкой нескольких типов транспортных и пассажирских самолетов, наиболее известным из которых был средний транспортный турбовинтовой Ан-70 (создавался совместно с Россией). Однако первые два экземпляра Ан-70 разбились в ходе испытательных полетов. Третий экземпляр был выпущен уже после разрыва между Москвой и Киевом. Этот самолет до сих пор является единственной новой машиной, полученной украинскими ВВС за все годы независимости страны.

Кроме того, были разработаны программы модернизации Су-25 по варианту М1 и МиГ-29 по вариантам МУ1 и МУ2, но ее прошло незначительное количество машин.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

В итоге к началу гражданской войны ВВС Украины подошли в состоянии практически полного развала. Менее чем за четверть века они утратили большую часть своего некогда огромного потенциала.

Вместе с Крымом в марте 2014 года под контролем России оказались 116 самолетов и вертолетов (лишь 8 успели перелететь на Украину), а также 5 дивизионов ЗРС С-300ПС и 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1».

В апреле-мае Россия вернула Украине большую часть авиационной техники, причем, как правило, путем вывоза наземным транспортом (поскольку самолеты и вертолеты находились в нелетном состоянии). Это были 52 МиГ-29, 3 Су-25, по одному L-39 и Бе-12, 4 Ка-29, 7 Ка-27, 1 Ми-14, 11 Ми-8 нескольких модификаций.

С началом гражданской войны на Украине Россия прекратила передачу техники. В Крыму остались девять МиГ-29, три L-39, один Ан-72, два Бе-12 (и еще два, предназначенных для утилизации), а также несколько Ми-8. Конфискованы и переданы в МВД Крыма были лишь пять Ми-8, остальные машины до сих пор хранятся на аэродроме Бельбек, не имея обслуживания и приходя в окончательную негодность. Также остались в Крыму все украинские ЗРС и ЗРК.

В ходе боевых действий в Донбассе были потеряны от огня наземной ПВО шесть Су-25 (в том числе пять Су-25М1), два МиГ-29, один Ил-76, один Ан-26, один Ан-30, пять Ми-24П/ВП, пять Ми-8. Хотя катастрофическими эти потери вряд ли можно назвать, к концу августа 2014 года полеты украинской авиации на боевое применение фактически прекратились, что очень способствовало разгрому наземной группировки.

В ходе боев за Дебальцево в январе-феврале 2015 года украинская авиация не применялась вообще, что также способствовало второму разгрому украинских сухопутных войск.

За период после начала войны на Украине были «реанимированы» несколько десятков боевых самолетов и вертолетов, находившихся на хранении (при этом часть Су-25 и МиГ-29 прошла модернизацию). Были возвращены в строй один или два дивизиона ЗРС С-300В, все 24 ЗРК «Тор», часть ЗРК С-125М. Благодаря этому, несмотря на потери, в строю ВВС и армейской авиации Украины стало больше самолетов и вертолетов, чем было в марте 2014 года. Всего на вооружении и хранении осталось примерно 350 боевых самолетов (то есть менее четверти от первоначального количества) и немногим более 100 вертолетов, до 40 дивизионов ЗРС и ЗРК большой и средней дальности.

По официальным украинским данным, на начало 2022 года боевых самолетов оставалось 488 единиц. Но, видимо, в это число включены машины старых типов, находящиеся на хранении в полностью нелетном состоянии.

Вся эта техника, как было сказано выше, советского производства, никаких ее аналогов на Украине в настоящее время не производится. В 2014 году Киев отказался от бесплатных истребителей-бомбардировщиков F/А-18А/В из наличия ВВС Канады из-за невозможности их обслуживания и отсутствия подготовленных летчиков. В 2019 году в авиацию Национальной гвардии начали поступать французские многоцелевые вертолеты Н225 (AS332), однако они не являются ни новыми, ни боевыми.

В таком состоянии украинские ВВС и ПВО подошли к событиям 2022 года. 


статьи по теме


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1154
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1224
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1336
Израиль может начать поставки вооружения Украине

Израиль может начать поставки вооружения Украине

Наталья Приходко

Прежде еврейское государство ограничивались гуманитарной поддержкой Киева

0
2775

Другие новости