0
2194
Газета Регионы России Интернет-версия

29.01.2013 00:00:00

Оборонная Россия: станут ли мечты реальностью?

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ.

Тэги: опк, оборона, промышленность


Роль оборонно-промышленного комплекса в российской экономике и внутренней политике стала приобретать очертания главной магистрали. Очевидно, что ставка на развитие оборонки понимается Путиным не больше и не меньше, чем способ модернизации промышленного потенциала России. Возможно, что предвыборное обещание – «двадцать триллионов до двадцатого года в ОПК» так и останется обещанием, но сильный крен расходов бюджета в эту сторону уже реальность. По данным Минфина, расходы бюджета по разделу «Национальная оборона» на 2013 год выросли на 25,8% по сравнению с 2012 годом. Кстати, на этом фоне бросается в глаза тенденция уменьшения расходов в здравоохранении, образовании, культуре и кинематографии, социальной политике, а также в разделах национальной экономики и общегосударственных вопросов.

Согласно докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), уже в 2011 году Россия вышла на третье место в мире по военным расходам и программам перевооружения. Отечественный военный бюджет в 2011 году составил 71,9 млрд. долл. (рост более 9%), опередив британский (62,7 млрд. долл.) и французский (62,5 млрд. долл.). Конечно, лидерами списка по-прежнему остаются США (711 млрд. долл.) и Китай (143 млрд. долл.), но возвращение России в «тройку» лидеров – амбициозный сигнал, имеющий четкое внешнеполитическое измерение. Если расходы на оборону в России продолжат расти такими темпами и в будущем, то через три года Российская армия и ОПК смогут реализовать самые значительные со времен распада СССР программы перевооружения. К примеру, к 2014 году российский военный бюджет сможет увеличиться наполовину.

С другой стороны – традиционные нефтегазовые источники финансирования не увеличиваются столь быстро, как расходы, а новые не появляются. Такие темпы расходов могут оказаться неподъемными для бюджета в рамках бездефицитной стратегии. Лишь часть военных расходов может покрываться за счет экспортных контрактов.

Но тогда на что рассчитывает Путин? Трудно сказать, насколько реалистична была оборонно-промышленная стратегия, описанная еще до президентских выборов (федеральная целевая программа развития ОПК на 2011–2020 годы), но и там уже было предусмотрено выделение 3 трлн. руб. военным заводам на реконструкцию. Деньги большей частью должны пойти (и уже идут) на модернизацию оборудования, износ которого на многих предприятиях достигает 70%.

В принципе это небольшие средства, учитывая нынешние политические амбиции и аппетиты отрасли. Поэтому помимо модернизации за счет внутренних резервов потребуется кооперация с внешними партнерами, иначе отставания не избежать. А это значит, во-первых, необходимость подключения внешних инвестиций (возможно, правительственных займов), во-вторых, все-таки необходимость закупки новых технологий не только в России, но и в мире (привет от министра Сердюкова), в-третьих, постоянная борьба за расширение рынков сбыта военной продукции. Все это опять же трудная внешнеполитическая задача, решаемая вкупе МИДом, российскими корпорациями и разведслужбами…

Оборонка на самом деле та воронка, в которую может постепенно втянуться значительная часть промышленной экономики России. Конечно, восстановить советскую оборонно-промышленную машину вряд ли возможно, да и в этом нет необходимости. Достаточно уже того, что данная сфера может стать воплощенной на практике формулы «суверенной демократии».

Каким образом? Во-первых, в сфере ОПК и в смежных отраслях (а это сотни предприятий) занятых граждан числится не меньше, чем в образовании и здравоохранении. Во-вторых, здесь есть возможность полноценного госконтроля при одновременном доступе частного бизнеса в целый ряд сфер на стыке военного и гражданского производства. В-третьих, эта отрасль наиболее технологична и по ряду направлений тянет за собой всю экономику (допустим, развитие сферы ИКТ – это не только продажа мобильных телефонов, это и создание программ, сетей, спутниковой навигации, специального оборудования и т.д.). В-четвертых, кроме перспективного бизнеса, как уже было показано, это важный элемент притяжения союзников. В-пятых, давайте вспомним данные исследования Левады-Центра по анализу количества граждан, имеющих загранпаспорта и реально выезжающих за рубежи бывшего Союза: 82% опрошенных россиян не имеют загранпаспорта; 78% не были за границей вовсе. Здесь мы обнаруживаем ресурс для политических манипуляций весьма характерного и всем известного рода – запугивания населения опасностями внешнего геополитического окружения.

Таким образом, у нас нарисована картина отчасти закрытого квазимилитаристского государства. Вроде бы член ВТО, участник важных глобальных процессов и дискуссий типа Давоса, с прозападными группами влияния в Белом доме и в Кремле и т.д. А на деле весьма независимый от внешнего доступа международный субъект, умело организующий вокруг себя очень конфликтных и непохожих партнеров, но с близкими системами суперпрезидентской власти. Называть ли такую Россию и ее постсоветских союзников неосоветским альянсом, суверенной демократией, либеральной империей – остается лишь вопросом стилистических предпочтений. Главное, что такой сценарий воспринимается как стоящий свеч: он понятен элите, не забыт населением, кроме того, сохранилась масса профессионалов, заточенных на реализацию данного политического профиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1101
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
777
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
883
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
936

Другие новости