* КОЛ – новая характеристика в рейтинге губернаторов ФоРГО, символизирует конкуренцию, открытость, легитимность. На карте красным показаны регионы, в которых один или несколько из этих принципов нарушаются. ** Имеются в виду выборы в местное Заксобрание.
Регистрация кандидатов для участия в региональных выборах, которые пройдут этой осенью, продолжается, однако складывающаяся мозаика уже позволяет просматривать картину выборных баталий и прогнозировать их итоги. Основное заключение, которое напрашивается исходя из количества участников выборных кампаний, в том, что претендентам на выборные должности предстоит острая конкурентная борьба.
В единый день голосования, 14 сентября, в 84 регионах России состоятся выборы представителей органов власти разного уровня. Так, в частности, в 30 регионах пройдут прямые губернаторские выборы, в трех субъектах глав регионов изберут депутаты законодательных собраний, еще в 14 регионах страны предстоит избрать депутатов законодательных собраний, жителям 21 административного центра необходимо избрать городские думы, а трех городов – своих мэров. На муниципальных выборах будет распределено более 42 тыс. мандатов.
Нарастающая конкуренция
Предстоящие выборы вызвали живой интерес со стороны политических партий. Так, только в борьбу за губернаторские кресла включились представители 43 партий, выдвинувшие 204 кандидата, еще три претендента идут как самовыдвиженцы. Но основной ударной силой, конечно же, станут кандидаты от парламентских партий – ЛДПР, КПРФ, «Единой России» и «Справедливой России».
Как отмечают наблюдатели, тенденции, наметившиеся еще в прошлом году, когда в выборах приняли участие все парламентские партии, сохраняются в этом избирательном цикле. Единственное, что изменилось, так это лидерство партий по числу выдвинутых кандидатов. В 2013 году больше всего участников предвыборной гонки заявили эсэры и коммунисты, либерал-демократы стали третьими, а замкнули список единороссы. Сейчас в лидеры выбилась ЛДПР, представители которой заявили о намерении участвовать в выборах губернаторов в 30 регионах. Правда, их ряды несколько поредели. Партия отозвала своего претендента на пост главы Оренбургской области Сергея Катасонова, к которому у правоохранительных органов появилось много вопросов. Тем не менее остальные 29 кандидатов от ЛДПР остаются в строю. Чуть менее активно ведут себя коммунисты и единороссы. КПРФ и «Единая Россия» выставили своих кандидатов в 28 регионах, и это еще не итог. Правда, в ходе выдвижения кандидатов КПРФ была вынуждена реагировать на общественное мнение и претензии правоохранительных органов. В итоге ее представитель на выборах губернатора Волгоградской области Николай Паршин снял свою кандидатуру.
Активное участие парламентских партий свидетельствует о легитимности предстоящих выборов, именно этого упорно добивается Кремль. Это означает, что начатая два года назад политическая реформа, которая предполагает соблюдение конкурентности, прозрачности и легитимности выборов, идет успешно.
Политические
первопроходцы
В предвыборную гонку активно включились также непарламентские партии, в общей сложности 39 из них выдвинули собственных кандидатов на губернаторских выборах. Среди них тоже есть свои лидеры. Больше всего претендентов выдвинули «Патриоты России». Их кандидаты поборются за губернаторское кресло в девяти регионах. Следом идут «Коммунисты России», которые решили участвовать в губернаторских выборах в семи субъектах. Российская партия «Зеленые» и Российская партия пенсионеров за справедливость пойдут на выборы в пяти регионах.
Квалификационные
требования, или Тест
на профпригодность
Напомним, что всем претендентам на пост губернатора необходимо заручиться поддержкой муниципальных депутатов. Эта норма вызывала немало критики, но как показывают результаты этого года, парламентским партиям, которые уже давно встроены в политическую конструкцию, в массе своей не составляет труда преодолеть этот барьер. Между тем муниципальный фильтр является своего рода тестом на профпригодность. Ведь ни один человек не согласится, чтобы его оперировал врач без диплома или вез таксист без прав. Так и с кандидатами в губернаторы. Необходимо знать, что человек, претендующий на управление огромной территорией, – а некоторые наши регионы по площади превышают целые государства – имеет набор определенных навыков и в случае избрания будет способен справиться со своими обязанностями. Таким образом, выборы становятся борьбой профессионалов, а не тех, кто сможет избирателям наобещать больше «плюшек».
Звонок, или КОЛ
из Кремля
В федеральном Центре пристально следят за соблюдением в регионах принципов, заложенных в основу политической реформы. Кремль неоднократно напоминал местным властям о недопустимости использования административного ресурса и о том, что прозрачность выборов является приоритетной задачей президента. В администрации президента тщательно анализируют электоральные показатели, и только в этом году Кремль пошел на замену непопулярных глав регионов, по умолчанию среагировав на запросы людей. Это коснулось Курганской, Орловской, Волгоградской, Новосибирской областей, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Как показывают всевозможные замеры и исследования общественного мнения, смену глав регионов население восприняло благосклонно и сейчас новые «назначенцы» лидируют в социологических опросах. А вот отставники даже не пытаются вернуться на свои должности и не участвуют в очередных выборах, понимая, что шансов у них нет.
Прокремлевский Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) готовит ежемесячный рейтинг губернаторов. Накануне выборов в оценке деятельности глав регионов появился новый показатель, который отражает конкурентность, открытость и легитимность (КОЛ) выборных кампаний. В английском языке call означает «звонок», а произносится как русское слово «кол». По этому поводу среди политологов уже начались шутки: мол, низкий показатель может служить тревожным звоночком, дескать, если регион получает совсем низкую оценку, то ему грозит «осиновый кол». Причем оценивается не только количество кандидатов, но и их качество. Ведь выставить технические кандидатуры политиков, которые не планируют реально претендовать на губернаторское кресло, еще не означает реальной конкуренции.
Так вот, на сегодняшний день видно, что далеко не все благополучно в Липецкой, Кировской, Нижегородской, Самарской областях, Алтайском крае. В Астраханской области конкурентность кампании во многом зависит от набирающего обороты экс-депутата Госдумы Шеина, вокруг него объединяются разные политические силы, поэтому нужно дождаться его регистрации как кандидата. А главным претендентом на «осиновый кол» является Тульская область, к руководству которой многие партии предъявляют претензии в давлении на них. В результате эсэры не хотят выдвигать свой список в региональный парламент, грозятся отказаться от участия в выборах и некоторые непарламентские партии, например Российская партия пенсионеров за справедливость.
Кремль посылает региональным элитам вполне понятный сигнал: время местных князьков и царьков прошло, добиваться политической победы необходимо в открытой и конкурентной борьбе.
В Санкт-Петербурге ситуация несколько отличается от остальных регионов. Кандидат от «Справедливой России» депутат Госдумы Оксана Дмитриева не смогла заручиться поддержкой муниципальных депутатов. Ей удалось собрать только 111 подписей, что недостаточно для регистрации в избиркоме. Но, как полагают эксперты, тут во многом вина самой Дмитриевой, которая вместо того чтобы сосредоточиться на встречах с муниципалами, сделала ставку на скандальность. Начала писать жалобы в Генпрокуратуру, Центризбирком, а это только усилило негативную реакцию депутатов на местах. Тем не менее в Санкт-Петербурге сейчас пять претендентов на пост губернатора.
И совсем не исключено, что в условиях конкурентной борьбы у нас могут появиться новые талантливые и креативные политические лидеры, имена которых вскоре мы можем услышать.