0
4622
Газета Регионы России Интернет-версия

23.03.2020 17:08:00

Беглов должен убедить строителей не бояться тюрьмы и разорения


Похоже, что строительный бум в Санкт-Петербурге окончательно завершился. В ближайшее десятилетие горожане могут не увидеть проекты, сравнимые с уровнем ЗСД, «Газпром-Арены» или Лахта-центра. Причина проста – компаний, способных реализовать такие проекты, практически не осталось. Либо они разорились, либо их руководители отправлены за решетку.

И сегодня команде нового губернатора приходится едва ли не с нуля возрождать некогда могучий стройкомплекс, чтобы выполнить амбициозные, в том числе и президентские, задачи.

Активное строительство, пик которого пришелся на 2015-2018 годы, принесло очевидную пользу городу. Было построено самое высокое здание Европы – «Лахта-центр», введен в эксплуатацию Западный скоростной диаметр и «Газпром-Арена», а также открыто несколько новых станций метро. Как это часто бывает в России, строительство велось штурмовыми методами, не считаясь с расходами и эффективным хозяйствованием, зачастую подгоняясь под определенные даты, чтобы удовлетворить начальство. В итоге само начальство потом признавалось в своих просчетах и списывало вину на несчастных бакланов с Финского залива, способных проклевать любую крышу.

Но самый печальный итог штурмовщины и начальственной дурости в том, что мощнейшие строительные компании города, изменившие облик Северной столицы, сегодня находятся в состоянии банкротства или испытывают серьезные финансовые затруднения, а их бывшее руководство ходит под уголовными делами.

С 2015 по 2018 годы за городскую стройку отвечал Игорь Албин, который до назначения на этот пост носил фамилию Слюняев и возглавлял Министерство регионального развития РФ. Еще будучи федеральным министром, Слюняев получал разносы от Путина, который возмущался ростом платежей за ЖКХ и невнятной позицией министерства по ключевым вопросам. В конце концов президент упразднил министерство, а экс-министр отправился в Санкт-Петербург. В Северной столице Албин фактически остановил строительство «Газпром-Арены», которая на тот момент была готова на 85%. При нем в городе также произошли банкротства и уголовные расследования в отношении ряда строительных организаций города. Последствия этой неумеренной и странной активности город ощущает до сих пор.

Судите сами. ОАО «Метрострой», единственный строитель петербургского метрополитена и один из генподрядчиков стадиона на Крестовском острове, с февраля 2020 года проходит процедуру наблюдения. По состоянию на начало февраля «Метрострой» был должен городскому бюджету 7 млрд руб. в виде непогашенных авансов, 6 млрд руб. банкам и 6 млрд руб. субподрядчикам. Исполнительных листов было открыто на 2 млрд руб. Эти колоссальные долги стали копиться в 2016 году, когда стройкомплекс под кураторством Албина перестал принимать и оплачивать выполненные работы.

В отношении некоторых дочерних предприятий «Метростроя» – «Тоннельный отряд – 3», ЗАО «Управление-15 Метрострой», ЗАО «Управление № 10 Метростроя» – были введены процедуры банкротства.

В январе 2020 года введена процедура наблюдения в отношении крупного игрока дорожно-мостового рынка Петербурга – ООО «А-проект». За 2019 год с «А-проектом» были расторгнуты контракты на строительство проезда на Обводном канале и транспортных развязок на Пискаревском проспекте, капитальный ремонт Ярославского проспекта. По итогам 2016 года портфель госзаказов компании в отрасли дорожного строительства Петербурга составлял 2,3 млрд руб.

В декабре 2019 года введена процедура наблюдения в отношении компании «Пилон», крупнейшего из оставшихся в городе «мостовиков». С банкротным иском вышла Федеральная налоговая служба. По данным СПАРК на 12 декабря, к «Пилону» в 2019 году было подано 111 исков на общую сумму в 596 млн руб.

Компания была открыта в 1993 году. По данным СПАРК, за последние 10 лет с «Пилоном» было заключено 33 контракта общей стоимостью более 40 млрд руб. За время своего существования «Пилон» успешно реконструировал набережную реки Фонтанки и Троицкий мост, отремонтировал Прачечный и Синий мосты, построил путепроводы через Москву-реку к «Москва-сити», развязки КАД и ЗСД, Яхтенный мост и другие объекты.

Прекратил свою работу на петербургском рынке «Трансстрой», крупнейший российский холдинг в области инфраструктурного строительства. В 2016 году со структурами «Трансстроя» по инициативе Албина были расторгнуты госконтракты на строительство стадиона на Крестовском острове, который был практически построен, и метродепо «Южное». Это привело к фактической остановке деятельности петербургского филиала холдинга, который участвовал в реконструкции «Пулково», строительстве комплекса защитных сооружений от наводнений и других проектах. Тем не менее, «Трансстрой», понимая важность строительства стадиона, на собственные средства продолжал строить стадион и передал его следующему генподрядчику почти готовым. В результате старейшая строительная компания ушла с городского рынка с трехмиллиардными убытками, а на объект были заведены другие подрядчики («НГ» уже писала 27.02.19 о проблемах «Трансстроя» в Петербурге при Албине).

В октябре 2016 года был признан банкротом «Мостоотряд-19» – один из основных петербургских инфраструктурных строителей. Он возводил КАД, ЗСД, Большой Обуховский (вантовый) мост, Ушаковскую развязку, участвовал в монтаже крыши стадиона на Крестовском острове.

Ранее, в марте 2016 года, арбитражный суд Московской области признал банкротом одну из ведущих петербургских дорожно-строительных компаний – ОАО «Мостострой-6». Подрядчик был задействован на строительстве Синопского тоннеля, развязки на пересечении Пискаревского проспекта и проспекта Непокоренных, развязки на Зеленогорском шоссе, пробивке Обводного канала до проспекта Обуховской Обороны и на других объектах. В лучшие времена портфель заказов компании достигал 50 млрд руб.

Но ладно бы дело ограничивалось банкротствами и арбитражными спорами! На скамье подсудимых оказались сами строители. Некоторым из них грозят крупные сроки – например, гендиректору «Метростроя» Николаю Александрову и гендиректору «Стройэлектромонтаж - 5» Василию Сливкину. Под следствием находится бывший вице-губернатор города Марат Оганесян, которому приписывают хищения при строительстве стадиона. Примечательно, что сам Оганесян, как писала «Фонтанка» 12.11.18, прозрачно намекал на возможного заказчика своего преследования - чиновника, менявшего фамилию.

Конечно, обновленный Смольный не сидит сложа руки и активно привлекает подрядчиков для развития инфраструктуры города. В марте компания «Возрождение» выиграло тендер на 8 млрд руб. на строительство развязки на пересечение Московского и Дунайского проспектов. Еще один госзаказ на 4 млрд руб. на реконструкцию Петрозаводского шоссе получила компания АО «Буер». Недавно Смольный объявил тендер еще на порядка 500 млн руб. на ремонт дорог на севере города.

Другим крупным транспортным проектом команды действующего губернатора Александра Беглова является строительство участка шестой ветки городского метро. Проект должен быть согласован до 2023 года, сумма контракта – около 1 млрд руб.

Беглов активно лоббирует еще один мегапроект - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург». В рамках этого проекта предполагается возведение в городе нового железнодорожного вокзала.

Другим важным для города проектом является строительство городского парка в судебном квартале, о котором в 2019 году объявил Владимир Путин. Город уже получил из федерального бюджета 10,6 млрд руб., которые были направлены на строительство парка и иных социально значимых объектов.

Вопрос в том, сможет ли изможденный стройкомплекс качественно и оперативно реализовать такие масштабные стройки. Еще свежи примеры, когда честные и принципиальные строители отправлялись на скамью подсудимых за то, что отказывались от штурмовщины и прямого нарушения строительных регламентов из-за спешки, которую им навязывали отдельные бывшие руководители петербургской стройки. Поэтому хочется пожелать сил действующему губернатору, которому, даже при наличии финансирования, еще надо убедить строителей не бояться и заниматься строительством без оглядки на тюрьму.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1101
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
778
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
883
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
936

Другие новости