Есть в Иркутской области такой симпатичный город Братск, представляющий из себя несколько районов, разделенных лесами и водными пространствами. Город немаленький, населяет его больше 266 тыс. человек. Под боком у него два огромных водохранилища и могучая ГЭС, названная так же, как и город. В самом городе есть несколько заводов, которые подпитывают город и дают работу населению. Есть в городе даже свой аэропорт, о существовании которого знают разве что жители Забайкалья и Дальнего Востока, при том, что он носит статус международного и способен принимать все воздушные суда без ограничений.
Сама по себе воздушная гавань хоть и небольшая, но играет огромное значение для экономики огромной области. Братск – крупный промышленный центр. Однако, как и у старшего товарища – иркутского аэропорта, – у него полно проблем и скелетов в шкафу. И последние пару лет вокруг небольшого аэропорта кипят нешуточные страсти.
Дело в том, что 100% аэропорта выставлены на торги конкурсным управляющим. Сделано это не от хорошей жизни: раньше акции целиком принадлежали ныне почившей в пучине банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая когда-то входила в десятку крупнейших в России, а в 2017 году заявила о нехватке оборотных средств и долгах в размере 10 млрд руб. В 2018 году авиакомпания была признана банкротом. При этом представители «ВИМ-Авиа» утверждали, что у них есть имущество, достаточное для погашения кредиторской задолженности.
По заявлению следствия, компания представляла из себя ничто иное, как мошенническую пирамиду. Руководство тщательно скрывало убытки, указывая в документах бухгалтерской отчетности заведомо ложные сведения о прибыли. Это позволяло получать кредиты в банках, а также избегать ограничений в деятельности авиакомпании со стороны Росавиации. Собственник и сопрезидент компании Рашид Мурсекаев с супругой Светланой получили 162 млн руб. в виде зарплаты и дивидендов. В период с 2015 по 2017 годы он приобрел у подконтрольных компаний авиационное топливо по завышенной цене. А меж тем, убытки компании в 2017 году приблизились к цифре 2,5 млрд руб. Таким образом, компаниям-контрагентам «ВИМ-Авиа» был причинен ущерб на сумму свыше 782 млн руб.
Сейчас Мурсекаев и его супруга, по совместительству являющаяся совладелицей компании, находятся под заочным арестом. Некогда успешная авиакомпания растворилась в истории, оставив после себя долги и разбирательства, а аэропорт продают по начальной цене 495,17 млн руб.
А тем временем аэропорт стоит, ветшает без хозяина. ПАО «АэроБратск», являющееся управляющей компанией воздушного порта, старается поддерживать в нем жизнь. В 2019 году «ВИМ-Авиа» пыталась добиться признания управляющей компании банкротом, но Арбитражный суд требование отклонил, поскольку «ВИМ-Авиа» не является уполномоченным лицом «АэроБратска», которому предоставлено право подписывать и подавать заявление от его имени. Теперь старые хозяева с нетерпением ждут новых владельцев, ибо неопределенность и резкое падение показателей в период пандемии мало способствуют успешному функционированию. Вот и мечтают вместе с администрацией области найти инвестора, который купит воздушный порт с дурным приданым из долгов и арестованного имущества.
Допустим, какой-то инвестор купит акции аэропорта. Но при наличии «скелета в шкафу» в виде многомиллиардных долгов и арестованного имущества аэропорта просто не сможет ими распоряжаться. В свое время говорилось, что у «ВИМ-Авиа» есть 6 вкладов в китайских и узбекских банках, которые будут направлены на счет должника в целях пополнения конкурсной массы. Но сильно меньше долгов не стало, тем более что требования кредиторов составляли 11,9 млрд руб. В 2018 году году с «АэроБратска» взыскали более 3 млрд руб. по договору поручительства, что очень ударило по аэропорту, зарабатывавшему до пандемии не больше 61 млн в год.
Заявки на объявленный аукцион принимаются до 5 апреля текущего года, торги назначены на 9 апреля. Будет весьма интересно понаблюдать, кто примет участие в торгах и чем закончится история дурного наследия «ВИМ-Авиа». Кто из самых смелых инвесторов будет покупать предложенный актив с «душком»? Хотя, по большому счету, все только начинается, и вполне вероятно, что аэропорт Братск продолжит деградацию или превратится в очередной несуразный долгострой в Сибири.
комментарии(0)