Внедрение Единого расчетного центра позволяет развиваться всей отрасли ЖКХ, подчеркивают Антон Велиховский и Олег Савельев.
Жители Подмосковья получили возможность платить за коммуналку с выгодой и видеть всю подноготную начислений в своей платежке. Такие сервисы, как личный онлайн-кабинет и «Умная платежка», делают расчеты простыми, удобными и прозрачными. О том, какие преимущества своим клиентам дает Московский областной единый информационно-расчетный центр – МосОблЕИРЦ, корреспонденту «НГ» Георгию СОЛОВЬЕВУ рассказали министр ЖКХ Московской области Антон ВЕЛИХОВСКИЙ и генеральный директор МосОблЕИРЦ Олег САВЕЛЬЕВ.
– Антон Алексеевич, расскажите, как создавалось приложение «МосОблЕИРЦ Онлайн», на что в первую очередь обращали внимание?
Антон Велиховский: В определенный момент мы поняли – пора, время пришло. И запустили совершенно новое приложение. Задачу поставили такую: сделать удобный и полезный мини-офис МосОблЕИРЦ в компьютере или телефоне, чтобы у жителя не оставалось никаких причин идти в реальный офис.
Все это случилось еще до пандемии, и оказалось, что мы попали в «десятку». Пандемия прошла – а клиенты остались. И каждую неделю добавляются новые 8 тыс. пользователей.
Через обратную связь в приложении собрали мнения пользователей – что изменить в функционале, в интерфейсе. Реализовали возможность в одном профиле добавлять новые адреса и управлять несколькими лицевыми счетами. Сделали так, что если клиент удаляет свой профиль, – например, переехал из Подмосковья в другой регион, – то информация о нем не сохраняется, как было раньше, а полностью удаляется из личного кабинета.
За всестороннюю поддержку благодарим губернатора Андрея Воробьёва, который держал тему на особом контроле, понимая ее важность. И конечно, я благодарю команду МосОблЕИРЦ – всех, кто приложение создавал, тестировал, продвигал, улучшал. И продолжает это делать.
– Олег Юрьевич, что дает жителям онлайн-сервис «Умная платежка»?
Олег Савельев: Больше всего вопросов жители задают по части начислений: почему у меня в квитанции такие цифры, откуда они взялись? Все ли точно? И мы в приложении предусмотрели функцию «Умная платежка», которая снимает все сомнения и показывает детализацию и правила начислений. Взнос на капремонт, газоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами – по каждой услуге подробно показан расчет начислений, тарифы, правила и формулы.
Если житель считает, что нужно сделать перерасчет – при временном отсутствии, например, если человек уехал в отпуск, или оказаны коммунальные услуги ненадлежащего качества, – для этих случаев есть форма обратной связи, можно направить заявку.
Можно отправить любое обращение, для этого мы предусмотрели раздел с разбивкой по темам – начисления, приборы учета, качество обслуживания, и так далее.
– Какие еще есть преимущества личного кабинета «МосОблЕИРЦ Онлайн»?
А.В.: В личном кабинете можно без комиссии оплатить счета с карт платежных систем МИР, Visa, Mastercard, а теперь – и системы UnionPay. Банковские организации берут проценты за свое обслуживание. Мы пошли другим путем и побеспокоились о выгоде и удобстве жителей: комиссию с каждого платежа МосОблЕИРЦ взял на себя и сам переводит ее банкам.
Запустили две программы лояльности, аналогов которым в других регионах нет, – «Коммунальный бонус» и кешбэк для держателей карты «Мир». Что это такое? Человек, который своевременно и в полном объеме оплатил счета в личном кабинете, получает доступ к интересным предложениям. Это скидки в кафе, на образовательных платформах, в книжных магазинах, в магазинах для детей, будущих мам, для садоводов, это бесплатная подписка в онлайн-кинотеатрах – заходите, смотрите, пользуйтесь.
А при оплате счетов картой «Мир» с каждого платежа возвращается кешбэк в размере 1%. В общей сложности жители Подмосковья уже получили обратно или, другими словами, сэкономили больше 100 млн руб.
Оплатить квитанцию и уточнить начисления можно и в традиционных офисах МосОблЕИРЦ. Фото © Пресс-служба Министерства ЖКХ Московской области |
– Что делать жителям, которые хотели бы перейти на единую систему расчетов?
А.В.: Если вы и ваши соседи хотите получать единую платежку, можно подать заявку через QR-код в Министерство ЖКХ Московской области. Если от одного дома поступило пять и более заявок, обращения берутся в работу по включению дома в единую систему расчетов. Уже около 40 таких коллективных заявок от жителей многоквартирных домов Подмосковья поступили в министерство в мае, больше всего – из Балашихи, Красногорска и Подольска.
– Детализация начислений – это удобно, а как МосОблЕИРЦ гарантирует их точность? Часто ли приходится проводить перерасчеты?
О.С.: В системе заложен алгоритм проверки показаний. Если значения выходят за пределы нормы и попадают в так называемую аномальную зону, мы разбираемся с каждым конкретным случаем. Недавно житель передал показания воды, как если бы у него в квартире был аквапарк. Разобрались – оказалось, ошибся в запятых. Есть еще дополнительный ручной контроль, когда точечно проверяются сомнительные объемы.
Когда мы поняли, что много вопросов возникает в связи с доначислениями, было создано специальное управление. Оно отслеживает правомерность требований поставщиков и снимает их, если есть противоречие правилам. В прошлом году МосОблЕИРЦ остановил доначисления на 85 млн руб., в мае этого года не допустил увеличения платы за отопление в домах без общедомовых приборов учета.
Часто мы не снимаем, а корректируем доначисления. Случается, что ресурсник не вычел нежилые помещения либо дом с индивидуальным тепловым пунктом, где счетчик считает расход и на отопление, и на подогрев воды, – в таком случае подогрев вычитается.
Мы отслеживаем, чтобы при расчетах учитывались действующие тарифы и нормативы. Тарифы отличаются и по территориям, и по поставщикам услуг. Фактически это сотни значений.
– Насколько чувствительной проблемой является дисциплина платежей?
А.В.: Люди платят, когда понимают, за что они отдают свои деньги, и довольны качеством услуг. Есть и неплательщики, с ними расчетный центр работает отдельно: напоминает, разъясняет, если это не помогает – обращается в суд. За 2021 год МосОблЕИРЦ вернул поставщикам ресурсов и услуг 7 697 000 000 руб. долга.
– Как развиваются традиционные форматы взаимодействия с клиентами – обычные офисы, бумажные платежки?
О.С.: В Подмосковье больше 200 клиентских офисов МосОблЕИРЦ. Все они связаны с ситуационным центром, где в режиме реального времени на больших мониторах мы отслеживаем обстановку и можем мгновенно реагировать на любую нештатную ситуацию. В офисах есть пандусы, кулеры с водой, детские уголки, специалисты помогают пожилым людям и всем желающим зарегистрироваться в личном кабинете или оплатить квитанцию онлайн.
Каждый месяц МосОблЕИРЦ выпускает и доставляет до почтовых ящиков 3,5 млн платежных документов. Вместо вороха счетов отдельно за каждую услугу с разными сроками и способами оплаты сейчас почти все жители Подмосковья получают одну квитанцию. В июне выпустили обновленные платежки. Шрифт в них стал больше, а граф в таблице – меньше. Начали переход на электронные счета, хотим дать нашим клиентам возможность отказа от бумажной квитанции.
А.В.: Как видите, расчетный центр динамично развивается. Порядок расчетов в отрасли, удобство для жителей, возможность ресурсникам получать деньги в срок и инвестировать их в развитие – вот что дало нам внедрение единого расчетного центра. Вся наша жизнь связана с домом, и МосОблЕИРЦ – тот инструмент, что позволяет содержать его в порядке.