Дельта реки Оленек.
Снимок SPOT 4 (╘ SpotImage, ИТЦ "СКАНЭКС")
Сегодня один из наиболее оперативных источников актуальной информации – снимки Земли из космоса. О практике использования технологий работы со спутниковыми снимками в нашей стране, об особенностях развития мировой индустрии космической съемки в беседе с журналистом Надеждой ПУПЫШЕВОЙ рассказывает генеральный директор инженерно-технологического центра «СКАНЭКС» Владимир ГЕРШЕНЗОН.
– Владимир, каковы тенденции развития технологий в области спутниковой съемки?
– За последнее десятилетие ситуация в сфере космической съемки существенно изменилась. Определились мировые коммерческие лидеры. Прежде всего это американские компании – GeoEye и Digital Globe. Сегодня мы видим попытки азиатских и европейских организаций оспорить данное лидерство.
Если раньше спутниковые программы носили в первую очередь оборонный характер, то теперь данные космосъемки широко доступны на коммерческом рынке. Материалы и технологии космической съемки позволяют «держать руку на пульсе» мониторинга минеральных и водных ресурсов, биоресурсов, работы лесного и агропромышленного комплексов, хода строительства и деятельности тех или иных предприятий, организации спортивных и важных политических мероприятий (олимпиады, чемпионаты, митинги и т.д.). Одновременно традиционные научные, образовательные, экологические задачи решаются все более качественно, технологично благодаря наличию новых методов обработки, серверным и сетевым возможностям.
– То есть спутниковые снимки и технологии работы с ними делают нашу жизнь прозрачнее. Насколько в России заинтересованы в такой прозрачности?
– Да, космосъемка делает различные процессы (природные, техногенные) более видимыми, понятными и «доступными». Конечно, существуют свои особенности в цепочке «смотреть и видеть» – «видеть и понимать» – «понимать и действовать». Во времена военного противостояния были нередки различные нюансы, в том числе конфликты из-за необъективного информирования, из-за во многом дискриминационного доступа к информации. Теперь же на уровне международных комитетов и программ провозглашены недискриминационные принципы работы. Часто это спасает жизнь и помогает, к примеру, при мониторинге последствий чрезвычайных ситуаций и координации действий международных сил.
Что касается российской действительности и глобальной прозрачности, которая неизбежно наступает с повсеместным внедрением технологий спутниковой съемки, то, конечно, этот вопрос весьма сложный. Здесь нередко затрагиваются «интересы» серых или криминальных схем работы на территориях, связанных, к примеру, с нелегальной добычей леса, транспортировкой, застройкой и т.д.
Если раньше эти процессы удавалось скрывать, то сегодня они становятся все более видимыми. Конечно, это вызывает определенные сложности. Иногда даже предпринимаются небезуспешные попытки влияния на программы использования технологий космосъемки, чтобы они не доходили до реального результативного и эффективного внедрения в управление территориями, районами, бизнесами.
– Неоднозначность законодательства России в области работы с космическими снимками влияет на развитие отрасли?
═ Платформа «Приразломная» в Печорском море. Снимок EROS B (╘ ImageSat, ИТЦ «СКАНЭКС») |
– Вопросы регулирования и законодательства в сфере космической съемки являются своеобразным камнем преткновения, особенно у нас в стране. Они поднимались, в частности, на Комиссии по модернизации и технологическому развитию в рамках форума «Роснанотех» в конце 2011 года. На комиссии было дано поручение, велась подготовка межведомственного заседания, но пока видимых результатов нет. Отрасль космической съемки принципиальная; как и навигация, она серьезно влияет на управление и экономику, на взаимодействие на международной арене.
В России сохраняются попытки ввести избыточные режимные ограничения на данные космической съемки. Надеюсь, что ситуация изменится. Однако недавно правительство утвердило новое положение о лицензировании космической деятельности (Постановление от 22 февраля 2012 года № 160). Согласно этому документу, для получения лицензии на прием и первичную обработку информации с космических аппаратов съемки Земли требуется наличие допуска к выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. При этом, однако, не конкретизировано, какие именно спутники съемки Земли имеются в виду.
– Вступление России в ВТО повлияет на отрасль космической съемки?
– Думаю, это повлияет на практику корректного соблюдения авторского права, будет способствовать выработке более прозрачных и ясных правил игры, чтобы добросовестные игроки не страдали, а недобросовестные не получали неожиданных преференций.
Конечно, вступление в ВТО приведет к росту конкуренции, и наша промышленность в некотором смысле больше не сможет прятаться за остатками железного занавеса. Такая перспектива заставляет задуматься о реальной конкурентоспособности своей продукции.
– А насколько вообще востребованы технологии спутниковой съемки в России?
═ Самые крупные национальные системы космических аппаратов съемки Земли (военными, гражданскими и коммерческими, без учета метеоспутников) к началу 2012 года. |
– В последние годы отмечается рост спроса на данные космосъемки, полученные в режиме реального времени. На основе малогабаритных приемных станций создаются центры космического мониторинга как в России, так и за рубежом. К примеру, вузы весьма активно внедряют эти технологии в научно-образовательный процесс. С весны 2011 года ведется формирование Ассоциации университетских геопорталов спутниковых данных – «УНИГЕО». Ее задачей является усиление кооперации университетов, где созданы центры космического мониторинга.
Успешные примеры внедрения технологий космосъемки очень разные – есть уровень государственных структур, и здесь можно привести пример МЧС, которое эффективно построило и свою сеть приемных станций и работает как комплексный контролер происходящих процессов на территориях, включая наблюдение за паводковой, пожарной обстановкой и техногенными катастрофами. Например, в памятное лето 2010 года, когда на европейской территории страны бушевали аномально сильные пожары, на основе космической информации принимались решения о перебросках, нацеливании и применении противопожарной авиации МЧС.
Из бизнес-примеров упомяну рост перевозок по трассам Северного морского пути. Хотя и раньше было понятно, что космические методы могут эффективно работать, но настоящее производственное, массовое, регулярное их внедрение началось в течение трех последних навигационных сезонов.
Большой интерес представляют работы, ведущиеся для Росреестра с конца 2011 года. В результате высокодетальной космической съемкой будут покрыты все 17 млн. кв. км страны, создана мультимасштабная карта территории России. Важно, что результаты обработки спутниковых снимков будут доступны неограниченному кругу лиц, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, гражданам в виде веб-сервисов.
– Каковы реальные позиции отечественных технологий в сфере космосъемки на мировом рынке?
– Приведу несколько фактов. Средний срок жизни российского спутника съемки составляет 4–6 месяцев (фотоспутник) и 3–4 года (оптико-электронный); китайского – пока 3–5 лет; индийского – более 5–7 лет, иногда до 10 лет. Не говорю уже о времени жизни европейских и американских аппаратов.
Сроки эксплуатации отечественных и китайских спутников примерно одинаковы, но по числу запусков аппаратов дистанционного зондирования Земли Китай сегодня находится в мировых лидерах. Космические снимки, полученные с отечественных космических аппаратов, – невысокого качества, с низкой точностью геопривязки, недостаточен уровень автоматизации их обработки.
По количеству спутников съемки наша страна также, увы, наращивает свое отставание. Для сокращения разрыва нужна действенная инновационная политика. Довольно сложный комплекс мер требует диалога профессионального сообщества, общественных организаций с органами власти.
Это не значит, что надо всем показать кузькину мать и говорить о том, что мы всех догоним и перегоним. В ближайшие годы мы никого не перегоним. Но не потерять квалификации, развивать производственную деятельность с учетом мировых стандартов и вести подготовку кадров в адекватной технологической и информационной среде – это вполне реалистичная задача.