0
8547
Газета Наука и технологии Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

Нидерландский дневник русского ученого

Ирина Дежина

Об авторе: Ирина Геннадиевна Дежина – доктор экономических наук, заведующая сектором экономики науки и инновационных процессов ИМЭМО РАН.

Тэги: нидерланды, образование


нидерланды, образование Внутри Университета Амстердама чувствуешь себя, как в аквариуме. Фото автора

В рамках Года Россия–Нидерланды меня пригласили на семинар, который проводила в Амстердаме Нидерландская организация по международной кооперации в высшем образовании (Nuffic). Там обсуждались вопросы сотрудничества с Россией, в том числе – между российскими и голландскими университетами. Я должна была рассказывать о российских университетах. А накануне, чтобы я лучше понимала, для кого я это рассказываю и какие аспекты в России и Нидерландах похожи, а в чем – сильное различие, была устроена «экскурсия» по двум типичным университетам – классическому и университету прикладных наук.
Когда читаешь о зарубежном опыте, особенно европейском, кажется, что все достаточно хорошо известно и понятно. Но когда видишь собственными глазами, как это организовано и узнаешь некоторые детали, то появляется новый взгляд на то, что происходит в России.
Университет Амстердама
Первым был «классический» университет Амстердама. У него много зданий – от старинных до самых модерновых. Старую часть нам показали исключительно с архитектурной, а не функциональной точки зрения. Потом повезли в научный парк.
Научный парк (Science park) – это не то же самое, что, например, Научный парк МГУ имени М.В.Ломоносова в Москве. Это территория с комплексом зданий, в которых размещаются как представительства компаний, сотрудничающих с университетом, малые фирмы, так и здания, где занимаются научной работой студенты, аспиранты и профессора. То есть, проводя аналогию, можно сказать, что научный парк университета Амстердама – это отдельные структуры фонда «Сколково» плюс научно-исследовательские (R&D) центры сколковского института науки и технологий.
Нас повели в здание, где работают в основном студенты и аспиранты. Зданию четыре года, и строили его три архитектора. Был объявлен конкурс на лучший дизайнерский проект, в финал вышли три архитектора, и когда их работы посмотрели, решили так: пусть все трое и строят. В итоге здание состоит из трех разных секций, отличающихся по дизайну (непринципиально) и по цвету – видимо, чтобы выделить, кто и что делал. Есть «белый отсек», «красный» и «желтый».
Много стекла, все офисы прозрачные, и если окна выходят не на улицу, а внутрь здания – то людей можно рассматривать, как рыбок в аквариуме. Что они делают, что у них на экране компьютера, кто к ним заходит, что они едят… (фото 1).
Поскольку в здании есть научное оборудование, в том числе «тонкой настройки», то важно, чтобы не было вибрации. Одно из дополнительных решений – земля-цветы-растения на выступающих крышах каждого из этажей. И красиво, и функционально. Туда выходят на перекур, побеседовать, пообедать и просто посмотреть на окрестности.
Научное оборудование используется на условиях аренды. То есть профессор, работающий с аспирантами по какой-то теме, арендует пространство (в том числе и свой собственный офис) и время на оборудовании. Оплата – из средств грантов, иногда – из университетских фондов. В зависимости от темы и возможностей получать финансирование в данной области наук. На фотографии (2) – лаборатория по наукам о материалах. В ней работают практически исключительно аспиранты.
Лаборатория наук о материалах Университета Амстердама. В ней работают практически исключительно аспиранты.
Лаборатория наук о материалах Университета
Амстердама. В ней работают практически
исключительно аспиранты.
Важно то, что ценится не только новое-суперновое оборудование. Есть ряд задач, которые можно решать только на старом оборудовании. В качестве примера нам показали старые макинтоши. Они нужны, и для них выделено специальное помещение (фото 3).
Научный парк все время расширяется, строятся новые здания (фото 4). Я спросила: сколько в среднем времени уходит на строительство и внутреннюю отделку такого (то есть пятиэтажного и приспособленного для науки) здания? Мне ответили – около года. Интересно, а какие темпы строительства у фонда «Сколково»? И есть ли ориентиры?
Университет прикладных наук Гааги
Сразу стоит пояснить, что такое «прикладные науки». Это совсем не науки, а «профессиональное образование», то есть что-то вроде российских средних учебных заведений или американских 2–4-летних колледжей. На голландском и используется в названии термин – «университет профессионального образования». Но на английском требуется следовать терминологии, принятой в странах Евросоюза. И таким вот «лингвистическим образом» заведение среднего профессионального образования превращается в Университет прикладных наук – University of Applied Sciences.
Надо сказать, что университет мне очень понравился. Там действительно учат «прикладным наукам». Например, на занятиях по химии студенты узнают, почему картофель можно сделать жестким и мягким, какие при этом химические процессы протекают – и все это в рамках дисциплины food processing – то есть пищевого производства.
Если занимаются на факультете бизнеса, то должны научиться создавать компании, общаться с налоговой, а также, по-нашему, – с Минфином, пожарными и прочими проверяющими инстанциями. Курсовая работа именно в этом и будет состоять – написать бизнес-план, создать под него компанию.
Под старые макинтоши выделено специальное помещение – древнее «железо», как ни странно, ничем нельзя заменить в некоторых исследованиях.
Под старые макинтоши выделено специальное
помещение – древнее «железо», как ни странно,
ничем нельзя заменить в некоторых исследованиях.
На факультете гостиничного хозяйства надо научиться всем работам в гостинице – от мойщика стекол до работника гостиничного ресторана. Потому что, только понимая суть всех, в том числе низовых работ, можно правильно управлять производством или бизнесом. По крайней мере так считают голландцы.
В этом университете не готовят PhD (аналог нашей ученой степени – кандидат наук), у них в основном – бакалавры и немного – магистры. Но если уж магистратура, то международная, только на английском, где доля студентов и преподавателей из-за рубежа такая, что наши «ведущие университеты» могли бы позавидовать. При этом в отличие от исследовательских университетов преподаватели здесь необязательно должны иметь степень PhD, хотя в последние годы прессинг в отношении того, чтобы у всех была научная степень, растет – следствие участия страны в Болонском процессе.
Практически по всем программам предполагается частичное обучение за рубежом. Это обязательно для всех голландских студентов, поскольку только стажировка за рубежом позволяет познакомиться с другими, в том числе лучшими, международными практиками в каждой конкретной области. У Университета прикладных наук – 180 партнерских университетов в разных странах. Интересно, что на сайте МГУ имени М.В. Ломоносова перечислено менее 170 университетов-партнеров, включая страны СНГ, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Хотя, конечно, сравнивать МГУ с голландским учебным заведением профессионального образования некорректно…
В этом университете нам рассказали не только о себе, но и о системе высшего образования в целом. Интересно то, что здесь в одном здании размещаются и учебные, и научные лаборатории, а также студенческие общежития То есть это что-то типа главного здания МГУ, где есть все что хочешь.
Научный парк все время расширяется, строятся новые здания.
Научный парк все время расширяется,
строятся новые здания.
Голландские итоги
Благодаря презентации удалось прояснить некоторые моменты, касающиеся и исследовательских университетов. Для меня самым примечательным оказалось вот что.
1. Университеты в Нидерландах делятся на государственные и частные. При этом государственные, как и в России, – более престижные. Считается, что там качество обучения выше. Второй способ деления – собственно университеты (или «классические» университеты, где готовят PhD) и университеты «прикладных наук». В стране 15 классических и 55 прикладных университетов.
2. При аккредитации университетов теперь оценивают не всю их работу, а состояние тех приоритетных областей, которые каждый университет для себя обозначил. Например, руководство университета заявляет, что они будут среди лучших в области информационных технологий, биомедицины и нанотехнологий. Тогда их по этим направлениям (как по образованию, так и по науке и инновациям) сравнивают с другими университетами, где эти же направления – приоритетные. Составляется рейтинг, и в зависимости от занимаемого в нем места университет получает от государства больше или меньше денег в бюджет следующего года.
3. Программы обмена студентами проводить довольно сложно, потому что предпочтительная форма обмена 1:1, то есть сколько голландских студентов уехало по обмену в страну N, столько же из этой страны приехало поучиться в Голландию. И тут оказалось, что голландцы предпочитают уехать по обмену в Австралию и США, а американцы и австралийцы в Голландию ехать не хотят. Эту проблему пока решить не могут.
4. Для человека, поступающего в аспирантуру (то есть учиться для получения степени PhD), – это процедура найма на работу, а не на учебу. Соискатель PhD работает и получает за это зарплату, а не стипендию. Поэтому вакансии на обучение PhD публикуются на сайтах агентств по найму персонала.
5. Получать степень PhD имеет смысл только в самом крайнем случае – если без науки просто жить не можешь. Потому что рынок выпускников с докторской степенью очень небольшой, стать профессором в университете крайне сложно, и скорее всего придется искать работу за рубежом. В то же время в компаниях и других ненаучных организациях степень PhD не котируется. Предпочитают нанимать людей с бакалаврским или магистерским дипломом, так как считается, что они более гибкие, их легче обучить новому, и они не зациклены на узкой области, по которой писали диссертацию.
В Университете прикладных наук в Гааге в одном здании размещаются и учебные, и научные лаборатории, и студенческие общежития.
В Университете прикладных наук в
Гааге в одном здании размещаются и учебные,
и научные лаборатории,
и студенческие общежития.
6. Денежные потоки в университете: есть три основных источника. Первый – деньги от государства на обучение студентов. Размер выделяемых средств зависит от двух параметров: студент отечественный или зарубежный (на зарубежных выделяется меньше денег – пускай сами за себя платят), а также срок обучения – то есть вовремя завершено обучение, в положенные сроки или затянуто. Стимул для преподавателей – поскорее обучить и выпустить студентов, потому что, если человек остается на второй год, долго учится, то государство дает меньше денег, чем на того, кто заканчивает в срок. При этом деньги делятся на две порции – одна выплачивается университету авансом при приеме студента, а окончательный расчет – по окончании им университета. Этот подход вызывает справедливую критику, но введен он был как способ борьбы с ситуацией, когда в бакалавриате учились по 7–10 лет, и это было нормально.
Второй источник – деньги на науку от правительства и от Евросоюза. От Евросоюза бывают значительные средства, и на них очень рассчитывает руководство университетов.
Третий источник – деньги от компаний. Сейчас роль этого источника растет. Кстати, в университетах прикладных наук денег от компаний (в относительном измерении) существенно больше, чем в классических университетах.
7. Растет роль междисциплинарных курсов и исследований. В Университете Амстердама руководство заставляет, например, собираться вместе биологов, физиков, психологов и разрабатывать новые курсы на стыке наук. То же касается и научной работы: специальное поощрение – междисциплинарным командам.
8. Еще одно растущее направление – так называемые стратегические партнерства с зарубежными коллегами. Работают вместе по одной тематике (чем-то напоминает отечественный опыт с «зеркальными лабораториями»), ездят друг к другу несколько раз в год. Но основной способ работы – онлайн.   
Амстердам–Гаага–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
1402
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
1595
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
1191
Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

0
875

Другие новости