В 1950-е годы была предпринята успешная попытка с помощью лесополос противостоять засухе. Фото РИА Новости
К 1946 году продукция сельского хозяйства едва достигала половины от уровня ее довоенного производства. Одновременно на разрушенные войной сельскохозяйственные районы страны обрушилась страшная засуха 1946 года. Она охватила огромную территорию от Карпат до Поволжья и вызвала настоящий голод. От голода, по разным оценкам, умерло от 0,5 до 1 млн людей, переживших самую грандиозную в истории человечества войну. Приводится цифра в 770 тыс. погибших, в основном семей колхозников русских и малороссийских сел.
Засуха охватила и страны Дунайского бассейна (Румынию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Австрию). В Сибири и на Дальнем Востоке, напротив, урожай губили затяжные дожди. Как сказали бы сейчас, обнаруживались все признаки глобального потепления. В результате продукция сельского хозяйства в 1946 году не достигла и половины от ее довоенного уровня. Советское правительство около 10% собранного зерна отправило в эти страны и в Молдавию.
Конечно, трагедии послевоенного времени тщательно замалчивались. Но они побуждали правительство принимать меры для предотвращения подобных катастроф. 20 октября 1948 года Советом министров СССР и ЦК ВКП(б) было принято постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Этот рассчитанный на 15 лет, до 1963 года, план получил название «Сталинский...». Разработала его группа ученых в составе межведомственной комиссии под руководством академика Трофима Лысенко. Дубовые лесополосы, посаженные гнездовым способом, и сегодня украшают наши степи и лесостепи и отлично читаются на снимках Google.
Основывалась работа лысенковской комиссии на положениях В.В. Докучаева и В.Р. Вильямса о борьбе с засухой. Аналогичный 20-летний план в 1952 году начал разрабатываться той же комиссией для Закавказья, Средней Азии и Уральско-Сибирского региона.
План преобразования степи, названный по идеологическим реалиям того времени Сталинским планом преобразования природы, и был как раз воплощением, говоря современным языком, каркасно-сетевой модели организации территории. Замысел состоял в разработке для каждого района, а в идеале для каждого хозяйства, оптимального соотношения между площадями, занятыми пашней, лесополосами, лугами, паром и прудами. План предусматривал: 1) создание сплошной сети лесополос шириной от 6 до 200 м, расчленяющих безлесную степь на изолированные прямоугольные поля и оконтуривающих балки и овраги; 2) массовое строительство водоемов; 3) внедрение травопольной системы земледелия, при которой часть пашни в севооборотах занята многолетними бобовыми и мятликовыми травами, являющимися кормовой базой и естественным средством восстановления и повышения плодородия почвы. Земледелие в России немыслимо без животноводства, а для животноводства нужны луга и водоемы.
С помощью лесополос предпринималась попытка противостоять засухе путем перевода поверхностного стока во внутрипочвенный. Полезащитные лесонасаждения включали несколько видов: государственные лесные полосы по водоразделам и берегам рек, собственно полезащитные лесополосы, леса по оврагам и балкам, защитные насаждения на песках. Кроме государственных защитных лесополос должны были осуществляться лесозащитные насаждения совхозов и колхозов. Намечалось также создание 44 228 прудов и водоемов. План совпадал с электрификацией села, и многие пруды на реках выполняли роль небольших «колхозных» ГЭС.
Никто не планировал остановить лесополосами мощные воздушные массы азиатских антициклонов, как об этом иронически пишут некоторые современные авторы. Лесонасаждения должны были лишь поглощать поверхностный сток талых и дождевых вод и уже тем самым противодействовать силе суховеев. Леса мешают смыву почвы по склонам и образованию оврагов, уменьшают испаряемость с полей, снижают летние температуры и повышают относительную влажность воздуха. Каждая капля влаги должна как можно дольше стекать к морю, и ничего лучшего, чем снегозадержание и создание запруд, для этого не придумано. На открытых полях, несмотря на все усилия по снегозадержанию, 50–80% талой воды скатывается в балки и овраги. А вот на защищенных лесами 80% влаги впитывается в почву.
Планировалось посадить 5 тыс. км лесных полос по четырем крупным водоразделам Днепра и Донца, Донца и Дона, Дона и Волги. Первая государственная лесополоса вытянулась от уральской горы Вишневая до побережья Каспия на расстояние более тысячи километров. Все это были экологические объекты мирового масштаба.
До сих пор они защищают от губительных суховеев основные хлебные регионы страны. Лесные полосы появились по обоим берегам Волги, Урала, Дона и Северного Донца. Впервые за последние 250 лет был приостановлен процесс падения лесистости почти во всех степных и лесостепных зонах.
Созданные лесополосы и водоемы должны были существенно разнообразить флору и фауну всего Западного региона СССР. Таким образом, план совмещал задачи охраны окружающей среды и повышения урожайности. Он служил целям украшения территории и увеличения ее биоразнообразия. Одновременно лесополосы и пруды выполняли роль рекреационных объектов. В перспективе лесополосы могли служить источником строительной древесины. Лес и поле, луг и пруд, отдых и рыборазведение сводились таким образом в единую систему управления. Это была крупнейшая по тем временам аграрно-экологическая программа, сбыться которой не удалось. «Мир ахнул перед величием и грандиозностью этого плана», – отмечал писатель Владимир Чивилихин.
Отказ от создания лесозащитных полос приводит
к деградации черноземов. Фото Pixabay |
Сталинский план преобразования природы предусматривал не только абсолютное продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и превращение его со второй половины 1960-х годов в крупнейшего экспортера отечественных зерно- и мясопродуктов. Ведь по идеологическим представлениям тех лет капитализм загнивал и должен был рухнуть в результате страшного кризиса по типу очередной Великой депрессии. Весь мир тогда обратится к социалистическому пути. Сельское хозяйство СССР в таких условиях должно было быть готовым половину земного шара прокормить.
Концепция плана во многом предваряла современные построения по устойчивому экологическому развитию территорий на основе экологических (зеленых) каркасов и сетей. Обычно они рисуются в виде функционирующей как одно целое сети, состоящей из площадных элементов, играющих роль «ядер» (биоцентров), и связывающих их между собой линейно вытянутых структур (биокоридоров). В США, Африке, Китае, Канаде внедряется этот опыт нашего «Сталинского плана», чаще всего без ссылок на сам план. А чего его упоминать, если у нас он почти не вспоминается, если мы его растоптали?
С приходом к власти Н.С. Хрущева созданные в 1949–1951 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. Хрущев и его команда разогнали даже союзно-республиканские министерства лесного хозяйства. Однако остатки созданных лесополос во многих местах сохранились до сих пор и продолжают играть свою полезащитную роль. Полуразрушенные плотины бывших колхозных ГЭС и мельниц тех лет и сейчас можно видеть по небольшим рекам.
Хрущев маниакально истреблял все, что напоминало о Сталине. С десталинизацией появилась устойчивая тенденция рассматривать природопреобразующие проекты в негативном аспекте. В научной литературе она господствует до сих пор. Травопольная система земледелия выдающихся русских ученых В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса, лежавшая в основе плана преобразования природы, подверглась жесткой критике. В научной литературе она господствует до сих пор. Параллельно возникли научные построения о том, что современные степи никогда раньше лесами не покрывались и дело степного лесоразведения заведомо провальное. Сегодня южная граница широколиственного леса приблизительно совпадает с северной границей чернозема. Но о том, что леса распространялись гораздо южнее, ни у кого сомнений не возникает. Тем не менее в науке и учебниках утвердилась концепция степного генезиса чернозема.
Спор о природе чернозема при всей его теоретичности имеет огромное практическое значение. Если он формировался при участии лесов, то свойства его ухудшаются уже при одном обезлесении, еще до распашки. А значит, для подъема плодородия нужна лесомелиорация. Полезащитное лесоразведение в таком случае становится необходимым элементом самого существования черноземных почв и накопления в них гумуса. Напротив, если чернозем имеет лугово-степное образование, если формировался он под влажными, а то и засоленными лугами, как это считается доказанным, то для подъема его плодородия нужны обводнение, строительство каналов, оросительные мелиорации, внесение удобрений.
Сейчас, когда многие из черноземов таким путем уже превращены в солоди, полезно вспомнить историю лесного дела в степях. Она могла бы стать зарей новой эпохи разумного взаимоотношения между человеком и природой. И лишь трагическое непостоянство аграрно-хозяйственных устремлений партийного руководства затмило ее катастрофической пеленой пыльных бурь середины 60-х годов, пронесшихся над южными регионами СССР, и лесных пожаров 1972 и 2010 годов.
Повторим, государственный план преобразования природы предусматривал не только абсолютное агросырьевое и продовольственное самообеспечение Советского Союза, но и превращение его в крупнейшего в мире экспортера отечественных зерно- и мясопродуктов со второй половины 1960-х годов. Мы должны были половину земного шара прокормить. Вместо того потратили в 1963 году треть запасов золота на закупку зерна. Разрушив сельское хозяйство, заложили предпосылки крушения СССР. Никакая гонка вооружений не погубила бы его. Сломал страну продовольственный дефицит, даже если и искусственный, то не без естественных на то причин.
Сегодня на основе каркасно-сетевой организации территории с разработкой оптимального соотношения между пашней, лесополосами, лугами, паром и прудами для каждого хозяйства можно было бы создать национальную программу становления «поместной России». Только на наших просторах возможна она. А ее реализация повысит качество жизни россиянина настолько, что все интеллектуальные силы мира устремятся жить к нам, как во времена Екатерины…
комментарии(0)