Фото "Роскосмос".
Международная экспедиция на российском пилотируемом корабле "Союз МС-10" отправилась сегодня с космодрома Байконур на Международную космическую станцию (МКС). Однако кораблю не удалось выйти на орбиту. По последним данным произошла авария второй ступени ракеты-носителя. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг успешно приземлились на спускаемом аппарате.
Авария произошла на 119 секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени ракеты-носителя «Союз ФГ». Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Аварийная посадка спускаемого аппарата произошла в Казахстане. Информагентства сообщают, что Алексей Овчинин и Ник Хейг живы, с ними установлена радиосвязь.
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин написал в своем "Твиттере": "Экипаж приземлился. Все живы. Для выяснения причины аварии на РН Союз-ФГ моим решением образована государственная комиссия. Она уже приступила к работе. Изучается телеметрия. Службы спасения работают с первой секунды аварии. Система аварийного спасения корабля Союз-МС сработала штатно. Экипаж спасен".
Американская сторона не сомневается, что российские специалисты выяснят причины аварии при запуске ракеты-носителя "Союз-ФГ". Об этом заявил в четверг на брифинге представитель НАСА Кенни Тодд, - сообщает ТАСС. "Мы в полной мере уверены, что наши российские коллеги выяснят, что происходит, и, надеюсь, в скором времени мы увидим Ника и Алексея на орбите, на МКС", - сказал он.
Ближайшие планы по использованию Международной космической станции (МКС) в результате аварийного запуска космического корабля "Союз МС-10" изменятся. Об этом говорится в заявлении Европейского космического агентства (ЕКА). "Неудавшийся запуск ["Союза МС-10"] скажется на ближайших планах по использованию МКС, в частности на миссии "Горизонты" астронавта ЕКА [командира МКС] Александера Герста", - указали в ЕКА. Герст находится на борту станции с 6 июня. Его возвращение на Землю запланировано на 13 декабря. По данным агентства Франс Пресс, теперь не исключено, что срок миссии Герста продлится. "Самое главное, что экипаж невредим и здоров", - подчеркнули в ЕКА. В агентстве напомнили, что уже сталкивались с аналогичного рода инцидентами с грузовыми кораблями, направлявшимися к МКС.
"Роскосмос создал комиссию по расследованию. Все партнеры по МКС, включая ЕКА, в полной мере поддерживают работу данной комиссии", - говорится в заявлении.
Экипаж "Союза МС-10" прибыл из Джезказгана на Байконур.
Фото NASA |
По словам источника агентства "Интерфакс" на Байконуре, авария при запуске ракеты "Союз ФГ" произошла на этапе отделения боковых блоков первой ступени. "При отделении один из боковых блоков первой ступени ударил по центральному блоку второй ступени. Она потеряла ориентацию, а двигатель выключился", - сказал источник.
В НАСА получили последнюю информацию о состоянии экипажа. Также об аварии известили экипаж МКС, который находится на орбите.
Вертолеты Ми-8 Центрального военного округа (ЦВО) взлетели с аэродромов Жезказгана, Байконура и Караганды для поиска экипажа «Союз МС-10» в Казахстане после аварийного запуска с Байконура. В поисково-спасательной операции задействованы четыре вертолета. На борту находятся спасатели, медики, - сообщила пресс-служба ЦВО.
Запуск следующего корабля к МКС "Союз МС-11" будет отложен до выяснения всех обстоятельств аварии «Союза МС-10», - сообщил телеканал "Россия 24".
В 13:45 пресс-служба ЦВО сообщила, что космонавты извлечены из спускаемого аппарата: "Экипаж «Союза МС-10» эвакуировали из капсулы с помощью техники ПЭМ-1, их состояние оценивается как удовлетворительное. Спасательные группы с помощью техники ПЭМ-1 перевернули капсулу. Медики осмотрели космонавтов, состояние оценивается как удовлетворительное. Сейчас военнослужащие начали эвакуацию экипажа из капсулы.
В 14:30 СМИ сообщили, что экипаж аварийного корабля навертолете покинул место посадки и направляется на Байконур. Оттуда Алексей Овчинин и Ник Хейг отправятся в подмосковный Звездный городок. Позже агентству Интерфакс в "Роскосмосе" сообщили, что проблем со здоровьем у экипажа нет: "Алексей Овчинин и Ник Хейг чувствуют себя хорошо. Медики их обследовали, никаких проблем со здоровьем нет. Пьют чай и шутят".
Вечером в четверг появилась информация о том, что экипаж "Союза" вылетит в Москву в 9 утра в пятницу.
Первые видео космонавтов после аварийной посадки
Вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов дал комментарий представителям СМИ относительно аварии ракеты-носителя и ее последствий.
«Сначала нужно установить причину. Если в этой аварийной ситуации будут выявлены конкретные виновные - конечно, будут приняты соответствующие кадровые решения. В такой ситуации все берется на особый контроль. Я, как курирующий эту отрасль промышленности, безусловно, буду докладывать руководству страны обо всех деталях и о ходе рассмотрения комиссией причин аварии. В такой ситуации пуски прекращаются до разбора [причин]. Ситуация, конечно, неприятна, но, как вы знаете, в истории космонавтики уже были такие случаи, с другой стороны, подтверждена работоспособность аварийных систем спасения, что очень важно. На 123-ей секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют, отделилась капсула от ракетоносителя, экипаж благополучно приземлился на Землю. О деталях аварийная комиссия рассмотрит и доложит. Я думаю, что американская сторона с пониманием отнесется к этой ситуации. Мы, естественно, не будем скрывать причины, это не принято в такой ситуации ... Вы знаете, сколько аварийных и трагических случаев было и в истории американской космонавтики, и у нас. Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полеты. Люди рискуют своей жизнью", - сказал Юрий Борисов.
«Запуск – это всегда очень опасное мероприятие, – подчеркнул комментируя по просьбе «НГ» аварийную ситуацию летчик-космонавт Российской Федерации, член-корреспондент РАН Юрий Батурин. – Это лишнее напоминание для тех, кто считает, что космический полет – всего лишь прогулка в космос. Создана комиссия, которая разберется в случившемся. Но одно уже сейчас ясно: причина отказа – на Земле».
Риск катастрофы со смертельным исходом составляет в пилотируемой космонавтике 1:62. В космосе с 1961 года побывало 553 человека (по состоянию на 29 мая 2018 года), и каждый двадцать второй из них погиб. Для сравнения: у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927-28 годах он был 1:5500, в 1934-36 гг. уже 1:31000, а у нынешних авиакомпаний – 1: 2-5 млн полетов. Один из 33000 вылетов в современной истребительной авиацией заканчивается аварией с гибелью летчика.
Любопытно, что в только что вышедшей новой книге Юрия Батурина «Властелины бесконечности: космонавт о профессии и судьбе» (см. «НГ» от 26.09.2018) автор описывает тогда еще не случившуюся нештатную ситуацию: «Надежность ракеты-носителя «Союз» очень велика. Но в технике абсолютной надежности не бывает. Возможен и неблагоприятный исход запуска... Поэтому на корабле «Союз» предусмотрена система аварийного спасения (САС) экипажа... Если после 20-й секунды полет проходит нормально, то после достижения высоты 46 км (это происходит на 115-й секунде) двигательная установка САС сбрасывается, потому что на этой высоте безопасно сработает парашютная система». Что и произошло 11 октября. То есть, четыре секунды отделили нынешнюю ситуацию с аварийным спуском экипажа, когда все остались живы, от более непредсказуемого сценария развития событий.
комментарии(0)