0
2781
Газета Я так вижу Интернет-версия

10.09.2019 18:21:00

Бытие определяет образование

Почему подготовка инженеров вновь становится трендом

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: образование, бытие, высшее образование, технические вузы, инженеры, импортозамещение


образование, бытие, высшее образование, технические вузы, инженеры, импортозамещение Повернуться лицом к инженерным кадрам страну вынудила острая необходимость в импортозамещении. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Как-то незаметно для обывателя в России сменились приоритеты в сфере высшего образования. Все чаще выпускники школ обращают внимание на инженерные специальности, а в рейтингах российских университетов верхние строчки занимают технические вузы. С чем это связано?

Бытие определяет образование. Общество как система устроено таким образом, что каждая профессия требует определенного количества работников. Если работников где-то не хватает, то их готовят или приглашают со стороны. Если работников в избытке, то часть их – заметим, не всегда худшая – вынуждена оставить свою профессию и переквалифицироваться.

В СССР профессия инженер звучала гордо. Инженеры были востребованными и уважаемыми людьми, на производстве вполне неплохо зарабатывали. Но после развала страны появились новые тенденции.

Какой бизнес проще – производство или торговля? Ответ в принципе очевиден. Поэтому вполне естественно, что российский бизнес начался именно с торговли. Те, кто постарше, хорошо помнят это время: лотки, ларьки, челноки, менялы, посреднические конторы. Для этой деятельности потребовалось много бухгалтеров, умеющих хоть как-то оформлять документацию. Потребовалось много торговых представителей, которые сегодня гордо именуются менеджерами по продажам.

Спрос рождает предложение. В стране как грибы стали расти коммерческие вузы с двумя специализациями – бухгалтерский учет и менеджмент. Базировались эти замечательные учебные заведения практически где угодно: в школах, магазинах, даже в подвалах. Преподавали там не профессора, а практикующие бухгалтеры и кое-чему уже научившиеся владельцы малых бизнесов. Чтобы не закрыли, иногда держали в штате двух-трех престарелых доцентов. И все это называлось высшим образованием 90-х.

А как же государственные университеты? Там относительно быстро сообразили, что можно делать то же самое и даже лучше. Так как и помещения арендовать не надо, и более или менее приличный контингент преподавателей имеется. А то, что будущий бухгалтер будет изучать, к примеру, линейную алгебру, мало кого волновало. Ведь для студента тогда был важен только сам диплом (корочка), позволяющий занять нужную должность.

А что же инженеры? Их тогда было в избытке. Кто-то продолжал работать на умирающих производствах. Кто-то уходил в так называемый бизнес. Но вот учиться на инженера хотели немногие. Зачем напрягаться пять лет, если в перспективе – трудная работа и маленькая зарплата с задержкой на месяцы?

Шли годы. Лихие 90-е сменились сытыми нулевыми. Кризис 1998 года выкосил много мелких предпринимателей. Одновременно началось определенное упорядочивание общества. Наличные расчеты в валюте постепенно стали уступать место безналичным расчетам в рублях. Закончился полный юридический беспредел. Понадобились юристы. И их стали в массовом порядке «выпекать» и в коммерческих «помойках», и в государственных вузах.

Окрепло чиновничество. Чиновники, которые в 90-е боялись в туалет выйти, в нулевые годы почувствовали свою силу и значимость. Быть чиновником стало выгодно и престижно. Тут же к перечисленным выше профессиям прибавилось новое направление – государственное и муниципальное управление (ГМУ). Следует отметить, что ГМУ до сих пор в России одна из наиболее престижных специальностей. А что же инженеры? По-прежнему были не очень нужны.

Прошло еще 10 лет. Те инженеры, которым было в 1994 году 45 лет, в 2014 году уже оказались на пенсии. А притока молодых инженерных кадров практически не было. А тут – кризис 2014 года. Да еще санкции. Срочно понадобилось импортозамещение. Для этого нужны инженерные кадры. И страна начала поворачиваться лицом к инженерии. Посмотрим рейтинги вузов 2019 года. В первой десятке, по версии Forbes, пять технических вузов. Другие рейтинги отражают примерно такую же тенденцию. И это уже серьезно.

Таким образом, инженерное образование вновь престижно и занимает свое заслуженное лидирующее положение в обществе.

А что же экономисты и юристы? А они уже на обочине. Многие юристы помогают гастарбайтерам что-нибудь грузить. А менеджеры обслуживают торговые залы. Пока еще жируют чиновники со специальностью ГМУ, но это тоже не надолго. Чиновников слишком много. И они уже сейчас начинают потихоньку друг друга кушать. А скоро будут пожирать.

Подведем итог. В любом обществе есть производящие и обслуживающие работники. Инженеры, рабочие, фермеры – люди, производящие продукт. Менеджеры, юристы, экономисты, психологи, социологи – люди, обслуживающие общество, но сами продукт не производящие. Их должно быть не больше, чем необходимо обществу. От лишних «шпециалистов» общество очистится. И нравится это кому-то или нет, но в итоге так и будет. Будущее за инженерией.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
4841
3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
4797
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
3227
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
9020

Другие новости