0
4193
Газета Я так вижу Интернет-версия

02.12.2020 19:15:00

60% наших граждан считают, что пора строить альтернативу единому вузоцентричному тесту – ЕГЭ

Десять лет клубной терапии

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: совфед, матвиенко, егэ, публичная критика, авторская школа, репетиторы


совфед, матвиенко, егэ, публичная критика, авторская школа, репетиторы Занятия в школах временно придется ограничить творчеством и спортом. Фото РИА Новости

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на пресс-конференции в конце декабря прошлого года, отвечая на вопрос о ее отношении к тестированию абитуриентов, высказала неожиданную мысль: по возможности освободить единый госэкзамен (ЕГЭ) от публичной критики. «Оставьте в покое ЕГЭ. Пусть он работает. Давайте совершенствовать, давайте улучшать, но не менять саму систему», – подчеркивала Валентина Матвиенко.

Так совпало, что в дни, когда проходила упомянутая пресс-конференция, автор доверительно беседовал с главой популярного IT-сервиса по поиску высокооплачиваемой работы и подбору персонала. Той самой организации, где неожиданно решили отказаться от графы «Образование» в бланке вакансий. 82% работодателей согласились, и отклики соискателей тут же взмыли вверх. По оценке моего собеседника, минимум 80% дипломов о высшем образовании, выданные за последние 20 лет, «просто бумажки третьесортных вузов... они не несут никакой информации». Пользуясь случаем, спросил и о ЕГЭ. Туда ли ведет он систему образования? Насколько полезен ученикам? Ответ эксперта по вакансиям, отца четвероклассника, поразил: «Школы не существует, это у нас просто институт социальной передержки молодежи. А система тестов, будучи даже правильно построенной, никакой пользы, кроме вреда, не приносит. Это как в армии: что бы солдат ни делал, лишь бы к вечеру сбился с ног и спал спокойно». Такие аллегории. Впрочем, за все эти годы наш вариант американского платного (47 долл.) SAT удостаивался самых нелестных титулов. А караван идет!

«Я бы не торопился его отменять, оно оправдало надежды», – путая грамматический род этого единого государственного существительного, резюмирует очередной чиновник на телеэкране. Странное, кстати, рассуждение про «отменять». Минимум 40% россиян, по данным ВЦИОМа, относятся к единому госэкзамену с полной симпатией. Через мнение этих людей, частью которых были, наверное, и нынешние критики ЕГЭ, довольно трудно будет переступить без нарушения принципа социальной справедливости.

Хотя и повисший в воздухе социальный заказ остальных 60% граждан – это фактически задание чиновникам: пора строить альтернативу единому вузоцентричному тесту. А тем самым и изжившей себя системе «Коменский», которую ЕГЭ венчает и цементирует. Сейчас он (единый экзамен) отражает достижения учеников лишь на уроках. А что же так называемое клубное пространство детской жизни? Представляется, что оно заслуживает своего, подчеркнуто потешного экзамена (с обратным отсчетом таймера). Правда, тут нужны две оговорки.

Во-первых, по разным оценкам, примерно 60–80% городских родителей нанимают своим детям ближе к старшим классам репетиторов. Во-вторых, учитывая, что от понятия «контрольный тест» сегодня неприязненно отмахиваются даже вчерашние его ревнители, важно напомнить, что природа теста далеко не так узкопредметна, как нас приучили думать. Мы выполняем его непрерывно, а не только в пунктах проведения ЕГЭ. Любой наш поступок обусловлен четко обозначенной целью (тестом достижения): успеть к рейсу, получить скидку, удержать скорость автомобиля в заданных параметрах. Иначе говоря, практически всегда и всюду поведение человека (этика социального взаимодействия) определяется «тестом достижения», который он сам ставит перед собой с учетом ограничителей извне.

Что касается школы, то такими ограничителями здесь служат «точки контроля» в виде ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и т.д., каждая из которых, подобно видеокамере ГИБДД, присматривает за своим участком образовательной трассы. Предполагается, что в промежутках между видеокамерами педагог и школьник могут принадлежать самим себе. Однако это величайший социальный миф. Разница между школой и гражданским обществом в том и состоит, что во всем мире школа (система «Коменский») на корню исключает свободу ребенка, постановку им перед собой своих собственных целей. Со всеми взрывами «неправильных» идей, фантазиями и чудачествами, находящими выход в спонтанных поступках. Законной основой для личных поступков и становится сертификат, суммирующий его успехи в студиях, секциях, ФабЛабах и т.п. Правда, создать условия для честной конкуренции свидетельства о результатах ЕГЭ и резюме участия в конкурсах профмастерства не получится, если готовить к ЕГЭ будут все те же репетиторы, а пункты проведения экзамена – производить приемку их услуг.

В создавшейся ситуации, хочешь не хочешь, а придется: 1) предоставить репетиторам право на выдачу именного сертификата; 2) временно ограничить деятельность школы творчеством и спортом. В первую очередь это коснется сельских школ, лишенных репетиторских тылов. В дальнейшем Рособрнадзор начнет постепенно возвращать их в строй общеучебных заведений, но не ранее чем через 10 лет. Другими словами, чтобы оправиться после потрясений, школе необходимо 10 лет клубной терапии.

Сказав «а», приходится говорить «б»: признать право репетиторов открыть авторскую школу либо возглавить действующее ГБОУ. В порядке компенсации за то, что в тяжелейших условиях смогли обеспечить себя платежеспособными клиентами, сохранив заодно и доброе имя ЕГЭ для тех, кто продолжает в него верить.

С чистого листа. Нежданно налетевший вирус дает возможность нашей школе начать новую честную жизнь, столкнув в открытой конкурентной борьбе два документа, два образа образования. По-моему, это наш уникальный шанс. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11356
Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
3252
Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Наталья Савицкая

Новая стратегия развития образования обещает прорыв в разрешении болезненных проблем системы

0
16088
Три причины провалов в школьной математике

Три причины провалов в школьной математике

Игорь Аглицкий

Сейчас ученики вынуждены потреблять коктейль из плохой арифметики, готовых решений и слабой логики

0
11222

Другие новости