0
6308
Газета Я так вижу Интернет-версия

20.01.2021 18:39:00

Как избавиться от школоцентризма детской жизни

Правила разгерметизации классов пожизненного пребывания

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, камера хранения, школоцентризм, среднее образование, миссия


школа, камера хранения, школоцентризм, среднее образование, миссия Впервые сравнение школы с камерой хранения в остро критическом контексте применили еще в 1988 году. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Год 1997-й, разгар лихого десятилетия. Первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ Владимир Шадриков, оценивая на коллегии ведомства ситуацию в отечественной профтехшколе, провел неожиданную параллель. «Содержание каждого безработного обходится государству почти в два раза дороже обучения его какой-нибудь специальности», – по-деловому сообщил чиновник.

Озвученная цифра не могла не вызвать в зале легкий шок: какого специалиста можно подготовить за деньги, вдвое меньшие пособия по безработице? Между тем слова Шадрикова наводили на мысль и о достаточно грустной участи некогда великого наследия СССР (около 3 тыс. профессиональных училищ и 800 лицеев), которое в условиях перехода к конкурентной экономике становилось одним из ключевых поставщиков лишней рабочей силы. Менее очевидный смысл «сенсации от Шадрикова» оказался и вовсе пророческим. Он гласил: не так уж, дескать, важно, кто и чему учит в этих малоэффективных заведениях. Ибо их основная роль в период турбулентности и катаклизмов – служить надежной социальной камерой хранения детей под видом «обучения какой-нибудь специальности».

Автор теории способностей, академик РАО, доктор психологических наук Владимир Шадриков неожиданно возвестил начало новой эры – имитации в сфере образования, деградации до статуса склада, где хранят людей и готовят их к судьбе безработного.

Моделью «камера хранения» заинтересовалось новое руководство Минобрнауки РФ во главе с Андреем Фурсенко, инициировав 10 лет спустя печально известный закон № 194-ФЗ (действует с июля 2007 года). Этим законодательным актом отменено обязательное общее 9-летнее образование в пользу 11-летнего всеобуча. То есть в пользу теперь уже супермассового и единого государственного экзамена (ЕГЭ). И таким образом открыл дорогу... удлиненной «камере хранения» (приплюсовав к ней пять лет обучения в вузе для сдавших единый экзамен недорослей).

Во всем цивилизованном мире тест на выходе из школы (американский SАT, английский GCSE, французский «bас» и пр.) – это экзамен доброй воли. Там в интересах государства и даже для стабилизации рынка труда власть не считает возможным законсервировать 16-летних граждан правового общества в классах. Правительство не ограничивает их мобильность ни под каким предлогом, в самых сложных обстоятельствах. Напротив, оно эту детскую мобильность всячески приветствует, поддерживает, активно развивает.

В Норвегии, например, 13-летнее школьное образование. В гимназию – старшую школу (11–13 классы) добровольно переходят практически все ученики. Но это не мешает им ненадолго покидать «верхнее среднее образование», чтобы набраться жизненного опыта, отдохнуть от парты, заработать денег, поискать себя... И вновь вернуться на свой образовательный трек – в 11-й, 12-й или 13-й класс.

Старшая школа передовых стран мира превращается в гостеприимное пространство, постоянно открытое для детей на вход и на выход. Она в этом смысле мало чем отличается от супермаркета, кафе.

Необходимо все-таки отметить, что впервые сравнение школы с камерой хранения в остро критическом контексте применили авторы концепции общего среднего образования Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» (1988). Его возглавлял первый избранный министр образования России Эдуард Днепров. Речь в том легендарном документе шла об «искусственно созданном школоцентризме детской жизни». Всего-навсего. Но ассоциация с местами заключения, что называется, сквозила между строк...

В СССР, оказывается, даже арестанты пользовались правом голоса. Так, будущий лауреат Нобелевской премии «тунеядец» Бродский, взяв в руки с позволения майора милиции Одинцова карту Коношского района Архангельской области, сам себе выбрал адрес высылки – село Норенское. У него на выбор было целых восемь вариантов принудительных работ и адресов на поселение! Ну, а что выбирает в современной школе наш с вами юный соотечественник? Кроме репетитора? Да и к нему идет, увы, не от хорошей жизни.

Наводит на особые думы то удивительное совпадение, что идеологами доктрины «замороженного детства» на этапе ее разработки и реализации в 1997–2007 годах выступили академики-психологи из главного штаба стандартизации отрасли – Российской академии образования. Призванные вообще-то заниматься личностными смыслами и индивидуальными ценностями поколения, отрезанного китайской стеной 194-го ФЗ от общекультурных мировых путей развития.

Как бы то ни было, не без помощи академических вельмож, на территории и без того единого родного для чиновника пространства закрепилась рабская психология и этика поклонения государственным, а не «индивидуально человеческим» (термин одного из разработчиков концепции ВНИК «Школа» Олега Газмана) подходам в сфере образования и воспитания. В этих испорченных координатах нравственным и правильным стало считаться только то, что выгодно управленцу.

Обезволенный (лишенный поведения) обитатель камеры хранения, внешне похожей на школу, стал объектом бдительного наблюдения психометриков, лабораторным хомячком с мобильной игрушкой под партой. Его окружают проводочками, снимают показания, тестируют. Его изучают 12 НИИ в одной лишь Российской академии образования…

В последнее время чаще, чем обычно, спрашивают: в чем же все-таки миссия среднего образования? Трудно сказать, ввиду прежде всего его отсутствия. Наделить ребенка личным поведением, отвязать от чиновников, нарисовать удобную разметку, обеспечить навигацию – такова ближайшая задача. А миссия? Все-таки научить его служить свободе, а не государству. Как сказал философ Василий Розанов: «Хочешь сберечь юношество для государства, береги его дальше от государства». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
11434
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
16849
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4554
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3537

Другие новости