0
8030
Газета Я так вижу Интернет-версия

17.06.2024 19:06:00

Лучший советский премьер

Алексей Косыгин вместо прекрасного будущего пытался строить нормальное настоящее

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – журналист, кандидат экономических наук.

Тэги: ссср, политбюро, алексей косыгин, биография, карьера, экономика


ссср, политбюро, алексей косыгин, биография, карьера, экономика Компетентность Косыгина-экономиста была высока. Фото РИА Новости

В 1904 году родился Алексей Косыгин, экономист-профессионал в брежневском Политбюро. В отличие от коллег, звавших строителей коммунизма в светлое будущее, он старался сделать для народа лучшее настоящее. Многого добился, но далеко не всего, к чему стремился.

Пока на вторых ролях

Алексей Косыгин родился в семье служащего, отучился в реальном училище, служил в строительных частях РККА, окончил кооперативный техникум, в Новосибирске возглавил отдел Сибирского союза кооператоров, окунувшись в проблемы НЭПа. Вернувшись в Ленинград, окончил текстильный институт, вступил в партию. Женился на Клаве Кривошеевой, двоюродной сестре жены будущего первого секретаря обкома Алексея Кузнецова. Семья вытащила счастливый билет, ведь родственников и окружение репрессировали.

Колыбель трех революций подвергалась репрессиям четырежды. После убийства в сентябре 1918 года председателя ЧК Урицкого с расстрела 512 заложников-питерцев начался Красный террор. Было и послевоенное «ленинградское дело» во главе с косыгинским родственником Кузнецовым.

Алексей, поработав мастером на текстильной фабрике, вскоре ее возглавил, а следом – Ленгорисполком, из него – в Москву наркомом текстильной промышленности. Его задача – не наполнить полки магазинов ширпотребом, а одеть пятимиллионную армию. Он справился и стал заместителем председателя Совета народных комиссаров.

С началом войны руководил эвакуацией предприятий. В 1943 году заработали 1500 вывезенных заводов, вновь обеспечив преимущество Красной армии в технике, оружии, боеприпасах, утерянное после катастрофических поражений. Он же руководил спасением родного Ленинграда. Ахиллесовой пятой города было трехмиллионное гражданское население, кормить которое было нечем, и этому есть объяснение.

Нарком торговли Микоян, узнав 20 июня 1941 года, что немецкие корабли спешно уходят из советских портов, завернул поезда с зерном для Германии в Ленинград, но Жданов отказался их принять, ситуация повторялась с бесхозными эшелонами с продовольствием – из-за отступления войска не могли их принять. Сталин дал Микояну указание: «Не засыпать ленинградцев продовольствием свыше положенного». Люфтваффе 8 сентября сожгли нерассредоточенные гигантские Бадаевские склады. Снабжение города шло только через Ладогу, а зимой по простреливаемой ледяной Дороге жизни, по дну проложили силовой кабель и трубопровод, руководил этими работами Косыгин.

Недолет «Ленинградского дела»

Сталин знал о неподкупности Косыгина, его неучастии в интригах, поэтому и поручил ему щекотливое дело. Следовало разобраться, почему из спецраспределителя уходит слишком много продуктов. Выяснилось, с него питаются не только семьи небожителей, но и их охрана, обслуга. Дело закончилось не порицанием пользователей, с одобрения вождя Косыгин ввел лимит на выдачу продуктов, чем нажил новых врагов, но, ведя безупречный образ жизни, оставался для них недосягаемым. На совещании в октябре 1952 года Сталин хитро пошутил: «Ну как ты, Косыга? Ничего, ничего, еще поработаешь…» Очевидно, что Алексей Николаевич все эти годы был на крючке спецслужб, но команду на подсечку вождь не дал.

Из чего же сложилось «ленинградское дело»? 22 октября 1948 года руководитель коммунистов города докладывал: «За два года парторганизация выдвинула на руководящие посты 12 тыс. человек» – птица Феникс, да и только. Ленинградцы, тесня сталинское окружение, осваивались в Кремле. Заместитель Сталина в Совнаркоме Вознесенский единственный, кто осмеливался ему возражать. Сам же со многими наркомами имел сложные отношения, общался не слишком этично. Подбавил огонька и вождь. На 70-летии между делом сказав: «Я предложу вам человека, который должен возглавить государство после меня… Вознесенского», ранее упоминал и Кузнецова. В ответ – не аплодисменты, а гробовое молчание.

Ответный удар готовил Каганович, пачками сдававший своих подчиненных НКВД. В докладной записке в Политбюро он раскритиковал план развития экономики на 1949 год. В Ленинграде Абакумов «работает» с секретарем ЦК Кузнецовым. Наивный, он посчитал целесообразным создать, как в других республиках, Компартию РСФСР с аппаратом в Ленинграде – налицо неприкрытый вождизм. В итоге партийно-хозяйственный аппарат в очередной раз был разгромлен.

Реформа, давшая «золотую» пятилетку

Авантюристические преобразования Хрущева Алексей Николаевич критиковать не мог, работал там, куда назначат, руководил Госпланом. В 1962 году в газете «Правда» вышла статья экономиста Евсея Либермана «План. Прибыль. Премия» – остро необходимы реформы по образцу НЭПа. Косыгин, понимая, что для их проведения его компетенции недостаточно, статью раскритиковал, а став премьером, с Евсеем Григорьевичем создал тандем реформаторов.

В октябре 1964 года к власти пришел дуумвират (не тандем) Брежнев–Косыгин. Первый малоспособный партиец, жизнелюб, второй мрачноватый профессионал-производственник. Один считал, что следует лишь освободиться от хрущевского волюнтаризма и подлакировать действительность, другой – необходимо принципиальное реформирование.

Несомненно, компетентность Косыгина-экономиста была куда выше, чем у всего Политбюро, еще и зашоренного марксизмом-ленинизмом. В реформировании образцом для него служила послевоенная Германия, потерявшая 7 млн человек и 25% территории, сохранившая лишь 33% промышленности, выплачивающая 14 млрд долл. репараций. По плану Маршалла, с 1948 года европейские страны в обмен на демократические преобразования получали экономическую помощь США общим объемом 2% ВВП. Премьер Эрхард, имея полную поддержку канцлера Аденауэра, ввел новую валюту – немецкую марку, отменил централизованное ценообразование, конкуренцию и социальные гарантии. Советского же премьера за отступления от марксистских догм резко критиковал идеолог застоя Суслов.

С Либерманом Косыгин создал тандем реформаторов, ведущим исполнителем которого стал академик Рэм Белоусов, отец нового министра обороны РФ. Либерман в Совмине создал особое подразделение, перевел специалистов из Харькова. Основой реформ стало возвращение положений НЭПа. Улучшение качества продукции стимулировалось не вымпелами и грамотами, а деньгами. Резко сократилась плановая отчетность, приоритет отдавался не валу, а стоимостным показателям, директора получили невиданную самостоятельность, могли распоряжаться значительной частью прибыли. Устанавливаемые прямые связи, минуя центры, оставляли не у дел сотни тысяч чиновников, отпадала надобность в многочисленных госструктурах. Это была не шоковая терапия младореформаторов, а продуманная поэтапная политика.

Восьмую пятилетку (1966–1970) не случайно назвали «золотой»: национальный доход вырос на 186%, производство предметов потребления – на 203%, фонд зарплаты – на 220%. Построены ВАЗ, КамАЗ, Останкинская телебашня. Продолжилось жилищное строительство, квартиры заставлялись новой мебелью, покупались холодильники, телевизоры, во дворах появились легковые автомобили. У населения, уверенного в завтрашнем дне, подскочила рождаемость, без запретов, над которыми мудруют нынешние парламентарии.

Противодействие реформам госаппарата и военных оказался куда мощнее влияния Косыгина и экономистов-очкариков, ведь их не поддерживали и многие исполнители вроде героя Анатолия Папанова в фильме «Белорусский вокзал». Пропаганда и объяснение реформы практически отсутствовали. Коллеги Алексея Николаевича тормозили работу под благовидным предлогом «несоответствия духу социализма». Советской политической системе слом не угрожал, но поэтапная реконструкция была неизбежна.

Демократия рванула в Чехословакии. В 1968 году Пражскую весну задавили танками, вскоре свернув реформы и в Москве, не запретив, а постепенно удаляя из столицы реформаторов. В 1971 году, беседуя с премьером Чехословакии Любомиром Штроугалом, Косыгин сказал: «Ничего не осталось, все рухнуло. Все работы остановлены».

Отвергнутый миротворец

В компенсацию свернутым реформам СССР от четвертой арабо-израильской войны получил презент в виде втрое выросших цен на нефть и резко упавшей ее добычи. С нового гигантского Самотлорского месторождения по немецким трубам шло черное золото, а следом газ заливали в Европу. Доходы были колоссальные, заткнули все дыры в бюджете. Косыгин ратовал за строительство нефтеперерабатывающих заводов, ведь это был простейший способ получения дополнительной прибыли от экспорта продукции с добавочной стоимостью. Перепуганные его реформой старцы поддержали нарождающийся ястребиный триумвират Устинова, Андропова и Громыко, пустив огромные средства на раскрутку нового витка гонки вооружений, считая, что так экономически добьют увязшие во Вьетнаме США, закупающие дорогущую нефть, отказавшиеся от обратимости доллара в золото.

Белый дом с Вьетнамом и нефтью разобрался и решил обескровить противника неподъемными военными расходами, в чем и преуспел. Политбюро в очередной раз не прислушалось к мнению Алексея Николаевича и ввело войска в Афганистан, что катализировало крах советской системы и экономики, вызвало распад СССР. Затраты на войну определили в 5 млрд руб. в год, что ни о чем не говорит; как их считали, никто не знает, а то, что погибло не менее 15 тыс. военнослужащих, точно.

В декабре 1980 года Алексея Николаевича сразил второй инфаркт, ставший причиной смерти. О его кончине официальная пресса сообщила только три дня спустя, чтобы не омрачать празднование дня рождения Брежнева. 


Читайте также


Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1617
Предложение принимается

Предложение принимается

Вячеслав Огрызко

Кто и как раздавал звезды советским литературным генералам

0
2336
Человек со сложным характером

Человек со сложным характером

Владимир Буев

Презентация книги Евгения Попова и Михаила Гундарина о Василии Шукшине

0
835
Концентрационный мир

Концентрационный мир

Геннадий Евграфов

Историк Михаил Геллер и три кита советской цивилизации

0
2391

Другие новости