Фото Reuters
Импульсивные попытки Дональда Трампа спасти свою страну от растущего госдолга, бюджетного дефицита и дефицита внешней торговли привели на прошлой неделе к неприятным для американцев открытиям. Оказалось, что политика «взаимных» таможенных тарифов запускает значительно больше негативных, чем позитивных для США процессов. Вместо притока потенциальных промышленных инвесторов Америка Трампа получила распродажу своих долговых бумаг, угрозу роста цен, подъема безработицы, а также глобальный скачок нестабильности, который остановил процессы выработки каких-либо инвестиционных решений.
Попытка администрации Трампа вернуться в счастливые годы своей индустриальной молодости показала нереализуемость этой затеи сразу по множеству объективных обстоятельств. Во-первых, сокращение импорта в США дешевых товаров угрожает ростом бедности и недовольства собственного населения, которое не готово заместить собой труд десятков и сотен миллионов рабочих в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Во-вторых, наращивание американского экспорта также практически невозможно – точнее, оно возможно путем угроз, шантажа и выкручивания рук будущим потенциальным покупателям. Это обстоятельство прекрасно продемонстрировал в прошлый вторник президент США Дональд Трамп, который предложил Евросоюзу закупать американские энергоносители на сумму в 350 млрд долл. в обмен на ослабление американских пошлин для европейских товаров.
Еще одно неприятное для американцев открытие – это исчезновение покорности и гибкости Китая, который объявил на прошлой неделе, что будет противостоять американскому произволу до конца – или до полной своей победы. Китайцы говорят, что готовы к торговым переговорам, но только на основе равенства и взаимного уважения. А это условие фактически означает публичный отказ США от их политики односторонних действий и экономического произвола.
Тарифная атака Трампа на весь остальной мир стала катализатором нарастания американских экономических проблем. И сегодня сложно назвать хотя бы одно позитивное последствие для США после начатой ими торговой войны. Единственным исключением можно считать снижение мировых нефтяных цен из-за ожиданий замедления экономик во многих странах мира. За последние две недели баррель сорта Brent подешевел на биржах с 75 до 65 долл. И такое снижение цен на сырье может понравиться американским потребителям, которые увидят снижение цен на автозаправках. Но это же снижение цен вызвало беспокойство среди нефтяников, которые добывают черное золото на сланцевых месторождениях. Падение цен на нефть ставит под угрозу добычу сланцевой нефти в США. Руководители компаний говорят, что торговая война и рост добычи ОПЕК создают самую существенную проблему со времени пандемии. По итогам прошлого года США обновили исторический рекорд по экспорту сырой нефти, превысив среднегодовой показатель в 4,1 млн барр. в сутки. Но во время пандемии, о которой сейчас вспоминают сланцевые компании, в США падали объемы добычи энергоносителей, а также объемы нефтепереработки.
Условия тарифной войны на прошлой неделе Дональд Трамп менял чуть ли не каждый день. Так, в субботу Вашингтон вывел из-под так называемых взаимных таможенных пошлин поставки смартфонов, компьютеров и другой электроники. Это освобождение от пошлин теперь касается в том числе и всей китайской электроники, хотя на остальные китайские товары продолжают действовать американские тарифы в размере 125%.
В прошлую среду, 9 апреля, Трамп сообщил, что на 90 дней приостанавливает повышение пошлин в отношении 75 стран, которые проявили готовность к переговорам. Для них будут действовать импортные тарифы в размере 10%. На Китай эта мера не распространялась.
Затем президент США пообещал, что в отношении Пекина будут действовать пошлины в размере 104% до тех пор, пока китайская сторона не пойдет на торговую сделку. Это привело к контрмерам: Китай повысил таможенные тарифы в отношении США до 84%. В свою очередь, Трамп заявил о незамедлительном росте ставки таможенных пошлин на товары из Китая до 125%. С учетом ранее введенного тарифа в размере 20% за якобы недостаточные усилия правительств Канады, Мексики и Китая в борьбе с распространением наркотического вещества фентанил общая пошлина на товары из КНР в настоящее время составляет 145%.
Нарастающая неопределенность в мире заставляет центробанки по всему миру наращивать золотые запасы. При этом эксперты ожидают продолжения роста цен на драгметаллы в ближайшие два года. В прошлый вторник аналитики Deutsche Bank пересмотрели свои прогнозы по ценам на золото. Теперь эксперты ожидают, что золото в 2025 году будет стоить в среднем 3140 долл. за тройскую унцию, а в 2026 году – 3700 долл. за унцию.
В России пока подводят итоги работы нашей экономики до начала тарифной войны Трампа. И ситуация в разных секторах экономики выглядит противоречиво: в одних рост, а в других – падение.
Показатели предпринимательской уверенности в РФ в марте снизились – как в добыче, так и в обработке, сообщили агентства в прошлый четверг. При этом в обрабатывающих секторах за первые два месяца 2025 года выпуск увеличился почти на 5%. Ключевым драйвером роста обрабатывающей промышленности в прошлом году было машиностроение, которое показало рекордные темпы роста.
Правда, одновременно поступают новости о сокращении выпуска продукции металлургии. В марте 2025 года РФ сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 года, сообщили в корпорации «Чермет». За январь–март выпуск проката уменьшился на 3%, до 14,8 млн т. Выпуск стали составил в марте 2025 года 6 млн т (падение на 1,9% в годовом выражении). В первом квартале производство стали сократилось на 0,7%. Производство железной руды в марте снизилось на 10,6% в годовом выражении. За три месяца этого года производство железной руды снизилось на 6,6%. Выпуск чугуна упал в марте на 6,2% к марту прошлого года. В январе–марте 2025 года производство чугуна снизилось на 4,5%. Производство стальных труб за первый квартал сократилось на 2,7%.
А падение в российском строительстве измеряется десятками процентов. На кризис в жилищном строительстве сегодня указывает сразу несколько факторов. Как сообщили в среду, в марте 2025 года банки предоставили 61 тыс. кредитов на 258 млрд руб., что на 48% ниже по количеству и на 42% по объему, чем годом ранее. Запуск новых проектов многоквартирных домов в марте 2025 года оказался на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.