Фото Kevin Frayer/Getty Images
Вашингтон и Пекин объявили о том, что достигли первой фазы торгового соглашения. Но его суть стороны толкуют по-разному. По американской версии, КНР готова закупить дополнительно американских товаров и услуг на 200 млрд долл. и провести реформы своей экономической политики, которых требовали США. В обмен они отложили введение дополнительных пошлин в отношении Китая и пообещали снизить вдвое существующие пошлины на импорт из Поднебесной. Поскольку договоренность не оформлена юридически, эксперты опасаются, что временная сделка не приведет к окончанию торговой войны.
Ни одна из сторон не обнародовала деталей того, к чему пришли участники переговоров. Поэтому их результат, пусть даже промежуточный, сразу стал предметом политической борьбы между вашингтонской администрацией и демократами. Президент США Дональд Трамп назвал итог изумительным, а сенатор-демократ Крис Мэрфи – «полной американской капитуляцией».
Реакция Пекина была более осторожной. Ведь о разрешении торгового спора между США и Китаем объявляют уже в пятый раз. Предстоят новые раунды переговоров до официального подписания первой фазы соглашения. КНР подчеркнула, что текст его нуждается в юридическом закреплении. Кроме того, он не переведен на китайский язык.
Неудивительно, что финансовые рынки тоже показали, что не уверены, идет ли дело к завершению спора. Поначалу после объявления в пятницу о сделке курс ценных бумаг на Уолл-стрит пошел вверх, но потом вернулся к прежним показателям – когда стало ясно, что детали не опубликованы.
Брэд Сетстер, бывший экономист Министерства финансов США, а ныне сотрудник Совета по международным отношениям в Нью-Йорке, говорит: «Ограниченная сделка равносильна признанию, что большая сделка невозможна. Обе державы понимают, что первая фаза – это все, чего они могут достичь».
Тем не менее Роберт Лайтхайзер, торговый представитель США, сказал, что Китай согласился дополнительно закупить американских товаров и услуг на сумму до 200 млрд долл. в следующие два года. Соглашение также потребует от Китая «провести структурные реформы и осуществить другие изменения в его режиме в области интеллектуальной собственности, передачи технологий, сельского хозяйства, финансовых услуг и валютного обмена». США в ответ отложили введение дополнительных пошлин в отношении Китая и пообещали снизить вдвое существующие пошлины на импорт оттуда.
В беседе с «НГ» профессор Высшей школы экономики Алексей Маслов отметил: «Противоречия дошли до такой стадии, что они уже угрожают и мировой торговле. На Трампа оказывали поэтому нажим, требовали, чтобы он не обострял ситуацию. Все же США добились очень многого – не только увеличения почти в два раза поставок в КНР продукции американского сельского хозяйства. Кроме того, часть американских предприятий была переведена из Китая в США. По сути дела, Трамп добился частичной реиндустриализации США».
Это в известной степени победа для Трампа, считает эксперт. Ведь Китай за последний год внес целый ряд изменений в свое законодательство под воздействием США. Были внесены поправки в охрану интеллектуальной собственности. Например, теперь китайский суд может возложить ответственность за нарушение интеллектуальной собственности не только на нарушителя-предпринимателя, но и на чиновников, которые зарегистрировали чужую интеллектуальную собственность на китайских производителей.
«С другой стороны, обговорена первая фаза сделки. Это еще не полноформатное соглашение. Если оно будет заключено, то только в следующем году после сложных переговоров. Тем не менее пока Трамп ведет в счете. А Китай даст ответ, как обычно, в долгосрочной перспективе», – заключил Маслов.
Как отмечает британская газета Guardian, бой идет не только вокруг торговли и интеллектуальной собственности, но и по поводу того, какая модель будет превалировать в международной торговле. США резко критикуют Китай за нарушение прав человека в Синьцзяне и Гонконге, препятствуют проникновению на западные рынки китайского гиганта в сфере информационных технологий Huawei, посылают корабли, чтобы воспрепятствовать установлению контроля КНР над Южно-Китайским морем. Все это делает торговый конфликт еще более непредсказуемым.
Мохаммед Эль-Эриан, главный экономический советник страховой компании Allianz, назвал «мини-сделку» временным перемирием. «Две державы борются за главенство в мировой экономике. Неизвестно, нажмут ли они на кнопку «продолжить игру» или на «отмотать пленку назад», – сказал он.
Лу Сян, научный сотрудник китайской Академии общественных наук, прогнозирует, что решающая стадия переговоров придется на следующий год, когда в Америке состоятся выборы. США, по его словам, без толку затянули переговоры. «Китай с максимальной искренностью будет их продолжать. Но не удивлюсь, если Трамп опять будет делать ходы «вперед – назад», – отметил он.
комментарии(0)