0
3187
Газета Вооружения Интернет-версия

31.03.2022 20:37:00

Воздушные армады на всех направлениях

Развитие китайской истребительной авиации

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: вооружения, китай, авиация, модернизация


вооружения, китай, авиация, модернизация Многофункциональный J-20 относится к лучшим представителям истребителей 5-го поколения. Фото с сайта www.81.cn

Основу ВВС НОАК (как и всех ВВС главных военных держав в мире) составляют истребители и истребители-бомбардировщики («Через тернии к пятому поколению», «НВО», 25.02.22). Естественно, что они входят в состав авиации всех пяти региональных командований и всех трех флотов китайских ВС.

Ранее китайские ВВС включали 44 авиадивизии (с 1-й по 44-ю), по три полка в каждой со сквозной нумерацией (от 1, 2 и 3-го полков в 1-й авиадивизии до 130, 131, 132-го в 44-й). Уже несколько лет в ВВС НОАК идет процесс «бригадизации». Авиадивизий осталось не более 15, причем лишь в четырех из них сохранились по три полка. Остальные дивизии (в смысле – их штабы) и часть полков расформированы, большая часть полков преобразована в авиабригады с сохранением прежних полковых номеров.

В первую очередь это коснулось именно истребительной авиации. Дивизии еще остаются в дальней («От красных драконов темнеет небо», «НВО», 18.03.22) в транспортной и в специальной авиации («Воздушные извозчики Поднебесной империи», «НВО», 28.01.22). А в истребительной авиации – только для устаревших самолетов, да и то очень частично.

ОТ МИГ-21 ДО «ЛАВИ»

Созданный путем копирования советского истребителя МиГ-21Ф-13 китайский истребитель J-7 затем прошел через множество модификаций. Как минимум восемь из них, не считая учебно-боевого JJ-7, производились в значимых количествах. Всего для ВВС и морской авиации НОАК было выпущено примерно 1,2 тыс. машин этого типа всех модификаций.

Сейчас на вооружении остается примерно от 146 до 222 J-7 (100–160 J-7II/H/D/Е/G, от 47 до 62 учебно-боевых JJ-7; еще до 800 J-7 и до 72 JJ-7 выведены из состава боевых частей и находятся на хранении, часть переделывается в боевые БПЛА).

Самолеты этого типа разных модификаций состоят на вооружении 36, 44, 63, 88, 91-й авиабригад Северного командования. 20-го полка 7-й авиадивизии, 57-го полка 19-й авиадивизии, 21-й авиабригады Центрального командования. 18 и 97-й авиабригад Западного командования. 25 и 27-го полков 9-й авиадивизии, 52, 125 и 132-й авиабригад Южного командования. 42-го полка 14-й авиадивизии, 94-го полка 32-й авиадивизии, 86-й авиабригады Восточного командования.

Также значительное количество J-7 и JJ-7 имеется в различных учебных частях. В боевом составе морской авиации истребителей J-7 уже не осталось, до 80 машин могут находиться на хранении.

Истребитель J-8 не имел прямых советских аналогов, хотя в нем просматривается явное «родство» с МиГ-21, МиГ-23 и Су-15. Как и для J-7, было создано множество модификаций этого самолета с постоянным совершенствованием двигателей, авионики, вооружения.

В частности, во второй половине 1980-х начал реализовываться проект самолета J-8II с американским оборудованием (двигателями, авионикой, ракетами). Однако он был остановлен из-за событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Впрочем, в 1990 году Вашингтон был готов его возобновить при условии увеличения цены, но Пекин от этого отказался, поскольку уже начал закупать советские Су-27.

В настоящее время на вооружении ВВС НОАК осталось не более 33 перехватчиков J-8DH и разведчиков J-8FR в 35-м полку 12-й авиадивизии Северного командования, 78 и 93-й авиабригадах Восточного командования. Еще до 250 машин различных модификаций может находиться на хранении.

В морской авиации до 20 J-8F/FR состоят на вооружении 15-го полка 5-й авиадивизии Северного флота. До 50 машин нескольких модификаций может находиться на хранении.

Скорее всего уже к 2025 году ни J-7, ни J-8 в строю не останется. Основным их заменителем становится истребитель J-10, созданный на основе израильского «Лави» (который, в свою очередь, был создан на основе американского F-16).

В настоящее время на вооружении имеется до 368 J-10 (до 222 J-10А, до 64 учебно-боевых J-10S, 31 J-10В, 46–51 J-10С; еще примерно 40 машин ранних вариантов, возможно, сданы на хранение). Производство первого и второго вариантов самолета J-10А/В прекращено, сейчас в производстве находится J-10С (он, в частности, оснащен РЛС с ФАР).

Возможно, это не последняя модификация данного истребителя. Но пока сложно сказать, заменит ли J-10 своих устаревших предшественников по их максимальному количеству, хотя китайскому авиапрому это вполне по плечу.

Истребители J-10 находятся на вооружении 2, 34 и 61-й авиабригад Северного командования. 170, 171, 175, 177-й авиабригад Учебно-испытательного центра (находится в двойном подчинении Центрального командования и штаба ВВС НОАК). 43, 56, 70 и 72-й авиабригад Центрального командования. 5, 26, 124, 130, 131-й авиабригад Южного командования. 8-й авиабригады Восточного командования, а также пилотажной группы «1 августа».

На вооружении морской авиации НОАК имеется 23 J-10 специальной морской модификации (16 J-10АН, 7 J-10SН), они входят в состав 12-й авиабригады Восточного флота. Дальнейших поставок этих самолетов флоту, видимо, не планируется.

НЕСУЩАЯ ОСНОВА

Как и в ВКС РФ, «главным истребителем» Китая является Су-27 и его производные – российские Су-30МКК/МК2 и Су-35С, китайские копии Су-27 (лицензионные J-11А, безлицензионные J-11B/BS и их морские версии J-11BH/BSH, безлицензионные копии Су-30 J-16, палубные J-15). Морские версии J-11В (как и J-10) отличаются от стандартных версий в первую очередь большей устойчивостью конструкции самолета к агрессивной внешней среде (то есть к соленой воде).

Сейчас на вооружении ВВС НОАК имеется до 246 боевых Су-27/J-11А/В (в том числе от 5 до 28 Су-27СК, до 100 J-11А и от 65 до 118 J-11В), от 62 до 75 учебно-боевых машин (от 31 до 39 Су-27УБК, от 31 до 36 J-11BS), производство J-11B/BS продолжается.

Су-27 и J-11 различных модификаций состоят на вооружении 1 и 89-й авиабригад Северного командования. 19 и 55-й авиабригад Центрального командования. 16, 98, 109 и 111-й авиабригад Западного командования. 4-й авиабригады Южного командования. 40, 41 и 95-й авиабригад Восточного командования.

Также машины этих типов имеются в 171, 175 и 177-й авиабригадах Учебно-испытательного центра ВВС НОАК. «Дополнением» этим самолетам стали 24 новейших истребителя Су-35С, поступившие в 6-ю авиабригаду Южного командования.

На вооружении морской авиации НОАК имеется от 94 до 106 J-11В (от 51 до 57 ВН, от 43 до 51 BSН), а также от 43 до 49 палубных истребителей J-15, скопированных с купленного на Украине первого варианта палубной версии Су-27К). «Морские» J-11В входят в состав 22 и 24-го полков 8-й авиадивизии, 25-го полка 9-й авиадивизии Южного флота. J-15 приписаны к двум китайским авианосцам.

68 Су-30МКК состоят на вооружении 54-й авиабригады Южного командования, 9 и 85-й авиабригад Восточного командования, также они имеются в составе 172-й авиабригады Учебно-испытательного центра. 23 «морских» Су-30МК2 входят в состав 10-й авиабригады Восточного флота. Производство их китайских безлицензионных копий J-16 ведется, похоже, даже более энергично, чем столь же безлицензионных (то есть краденых) J-11В.

Сейчас в ВВС НОАК имеется от 63 до 113 J-16, в том числе один-два самолета РЭБ J-16D. Они состоят на вооружении 3-й авиабригады Северного командования, 98 и 99-й авиабригад Западного командования, 26-й авиабригады Южного командования, 7 и 40-й авиабригад Восточного командования. Также эти истребители-бомбардировщики имеются в 172, 175 и 176-й авиабригадах Учебно-испытательного центра.

БУДУЩЕЕ ПО-КИТАЙСКИ

С 2016 года на вооружение ВВС НОАК начали поступать тяжелые истребители 5-го поколения собственного производства J-20. Сейчас произведено от 24 до 32 таких самолетов (а также 11–12 летных прототипов и предсерийных машин). Они имеются в 172 и 176-й авиабригадах Учебно-испытательного центра. Ими в основном укомплектована 9-я авиабригада Восточного командования. Сейчас J-20 начали поступать на вооружение 1-й авиабригады Северного командования и, возможно, 85-й авиабригады Восточного командования.

Можно отметить, что у нас летных прототипов истребителя 5-го поколения Су-57 имеется тоже примерно 10, но вот в строю – не более четырех. То есть здесь Китай нас уверенно обходит. К тому же можно предположить, что в планах у него постройка не 76 (как нашего Су-57), а в разы большего количества J-20. Проводить же качественное сравнение двух этих машин не представляется возможным, потому что всерьез мы ничего не знаем ни о том, ни о другом.

Сохраняющуюся зависимость от иностранных технологий можно было бы считать наиболее слабым местом китайской авиации. Но эта слабость в значительной степени компенсируется отсутствием у Китая каких-либо моральных и юридических ограничений в плане воровства этих технологий.

При этом научно-технологическая база КНР позволяет не просто копировать иностранные передовые технологии, но и творчески их развивать. А наличие колоссальных производственных мощностей позволяет незначительные недостатки качества авиатехники более чем компенсировать количественным превосходством. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Запад бросает вызов Шелковому пути

Запад бросает вызов Шелковому пути

Анатолий Комраков

На противодействие инфраструктурным проектам Пекина будет потрачено 600 миллиардов долларов

0
644
Посредничество России в смягчении спора Индии с Китаем исключено

Посредничество России в смягчении спора Индии с Китаем исключено

Владимир Скосырев

Запад подталкивает Дели к ужесточению пограничного конфликта с Пекином

0
1416
Голый с зонтиком, токование глухаря и миллиарды в топку

Голый с зонтиком, токование глухаря и миллиарды в топку

Петербургский форум заставил подумать о коллективной солидарности ближайших союзников России

0
5432
Долгая дорога к «Ясеню»

Долгая дорога к «Ясеню»

Владимир Щербаков

Субмарины с крылатыми ракетами решают задачи мирового масштаба

0
2467

Другие новости