Пуск ракеты «Авангард» из позиционного района Домбаровский 26 декабря 2018 года. Кадр из видео со страницы Министерства обороны РФ в «ВКонтакте»
С детства мы хорошо знаем фразу Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Раньше этот «меч» был понятием достаточно размытым и скорее абстрактным. Примерно с 1960-х годов он стал весьма конкретным. Наш меч – это Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
Благодаря многочисленным договорам по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) и стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) в Соединенных Штатах весьма детально знают состав и дислокацию наших РВСН. Собственным гражданам в этом плане гораздо сложнее. Но некоторая информация об этих войсках все же имеется, она и будет приведена ниже.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РВСН
В настоящее время российские РВСН имеют в своем составе три ракетные армии.
Штаб 27-й ракетной армии расположен во Владимире. В составе армии – пять ракетных дивизий.
7-я ракетная дивизия дислоцирована в поселке Озерный Тверской области и включает два ракетных полка (41-й и 510-й). В каждом из них имеется по девять мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР).
В 510-м полку это РС-12М «Тополь», данные ракеты являются моноблочными, они считаются устаревшими и постепенно снимаются с вооружения. 41-й полк уже перевооружен на МБР «Ярс», каждая из которых несет по три-четыре боевые части (БЧ). Насколько целесообразно размещение МБР вблизи границ со странами – членами НАТО, вопрос открытый.
14-я ракетная дивизия дислоцирована в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Она включает три ракетных полка: 290-й, 697-й и 779-й. Все они перевооружены на новейшие мобильные МБР РС-24 «Ярс» (по девять МБР в полку).
28-я ракетная дивизия дислоцирована в городе Козельске Калужской области. В ее составе два ракетных полка (74-й, 168-й) по 10 шахтных ПУ в каждом. Они перевооружены на шахтный вариант «Ярсов». Возможно, что в дивизии имеется третий полк (214-й или 373-й), который тоже получит шахтные «Ярсы».
54-я ракетная дивизия дислоцирована в г. Тейково Ивановской области, в ее составе четыре ракетных полка. 235-й и 321-й полки имеют по девять ПУ мобильных МБР РС-12М2 «Тополь-М», созданных на базе «Тополя». На вооружении 285-го и 773-го полков – по девять ПУ мобильных МБР «Ярс».
60-я ракетная дивизия развернута в поселке Светлый Татищевского района Саратовской области. Она является самой большой не только в 27-й армии, но и в РВСН в целом и включает 10 ракетных полков. В каждом из этих полков имеется по 10 шахтных ПУ. Сейчас в дивизии, по-видимому, шесть развернутых ракетных полков (31-й, 104-й 122-й, 165-й, 626-й и 203-й или 687-й). Они оснащены МБР РТ-2ПМ2 (шахтный вариант «Тополя-М»).
Таким образом, на вооружении 27-й ракетной армии имеется девять мобильных МБР «Тополь», 78 (60 шахтных, 18 мобильных) МБР «Тополь-М», 54 мобильных и не менее 20 шахтных МБР «Ярс». Если здесь и далее считать, что каждый «Ярс» несет три БЧ, то всего на 161 МБР 27-й армии размещено 309 БЧ.
Штаб 31-й ракетной армии находится в Оренбурге. В составе армии – три ракетные дивизии.
8-я ракетная дивизия дислоцирована в поселке Юрья Кировской области. Все три ее ракетных полка (76-й, 304-й, 776-й) имеют на вооружении мобильные МБР «Тополь». При этом как минимум часть этих МБР оснащена не ядерной БЧ, а передатчиком системы «Периметр-РЦ», известной как «Мертвая рука». Задача системы – обеспечить ответный ядерный удар по агрессору даже в случае гибели всего военно-политического руководства страны.
13-я ракетная армия дислоцирована в городе Ясный Оренбургской области. На вооружении ее ракетных полков имеется по шесть МБР шахтного базирования Р-36М2 «Воевода». Это самые мощные в мире МБР. Каждая из них несет по 10 ядерных БЧ, хотя их боевая нагрузка может быть гораздо больше, а дальность полета в пределах Земли является почти неограниченной (то есть удар может наноситься не только по кратчайшей траектории, известной как «дуга большого круга»). Однако эта уникальная ракета устарела и снимается с вооружения. Ее должна заменить МБР РС-28 «Сармат», также несущая до 10 БЧ.
При этом именно 13-я дивизия получила первые носители УР-100Н гиперзвуковых аппаратов «Авангард». Предположительно три полка (скорее всего 175-й, 494-й и 368-й или 767-й) получат «Сарматы», а два (621-й, 368-й или 767-й) – «Авангарды», причем в 621-й полк первые два «Авангарда» уже поступили (возможно, их уже больше).
42-я ракетная дивизия дислоцирована в поселке Свободный рядом с городом Нижний Тагил Свердловской области. Все три ее ракетных полка (142-й, 433-й, 804-й) оснащены мобильными МБР «Ярс».
Таким образом, на вооружении 31-й ракетной армии имеется 27 мобильных МБР «Ярс», не менее двух шахтных УР-100Н с «Авангардами» и 18 шахтных МБР «Воевода». Эти 47 МБР суммарно несут 263 БЧ (если считать «Авангард» за одну БЧ). Статус МБР 8-й дивизии неясен, поэтому они и их БЧ не учтены в этой сумме.
Штаб 33-й ракетной армии находится в Омске. Она включает четыре ракетные дивизии.
29-я ракетная дивизия дислоцирована в Иркутске. В ее составе имеется три ракетных полка (92-й, 344-й и 586-й), которые имеют на вооружении по девять мобильных МБР «Ярс.
35-я ракетная дивизия дислоцирована в поселке Сибирский Алтайского края. Все ее четыре ракетных полка (307-й, 479-й, 480-й, 867-й) оснащены мобильными МБР «Ярс».
39-я ракетная дивизия дислоцирована в Новосибирске. В ее составе три ракетных полка (357-й, 382-й, 428-й), все они имеют по девять ПУ мобильных МБР «Ярс».
62-я ракетная дивизия дислоцирована в поселке Солнечный Ужурского р-на Красноярского края. Ее ракетные полки (229-й, 269-й, 302-й, 735-й) вооружены МБР Р-36М2 «Воевода» (10 шахтных ПУ в 735-м полку, по шесть в трех остальных). Предположительно 302-й полк перевооружается на РС-28 «Сармат».
Таким образом, на вооружении 33-й ракетной армии имеется 90 мобильных МБР «Ярс», 28 шахтных МБР «Воевода». Всего на 118 МБР 33-й армии размещено 550 БЧ.
В целом (без учета 8-й ракетной дивизии) в РВСН сейчас имеется девять мобильных «Тополей», 78 (60 шахтных, 18 мобильных) «Тополей-М», не менее двух шахтных УР-100Н с «Авангардами», 171 мобильный и 20 шахтных «Ярсов», 46 шахтных «Воевод». Всего эти 326 МБР несут до 1122 БЧ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В целом тенденции развития РВСН нельзя назвать благоприятными, поскольку старые МБР списываются быстрее, чем поступают новые. Еще быстрее сокращается количество БЧ, поскольку на поступающих «Ярсах» их значительно меньше, чем на выбывших УР-100Н и выбывающих «Воеводах».
Из-за этого в российских Силах ядерного сдерживания (СЯС) сейчас впервые в истории значительно выросла доля морской составляющей (за счет поступления РПК СН пр. 955 с БРПЛ Р-30 «Булава»). Впрочем, ситуацию может исправить принятие на вооружение «Сарматов».
В данный момент СЯС (как в России, так и в других ядерных державах) являются не оружием для войны, а политико-психологическим средством сдерживания. Они считаются гарантом для страны-обладателя от любой внешней агрессии. Хотя на самом деле при отсутствии полноценных обычных сил ситуация может сложиться таким образом, что и ядерное оружие не поможет.
В любом случае если применение тактического ядерного оружия в бою представить хоть и с трудом, но можно, то СЯС – это «оружие апокалипсиса». Его применение означает конец человеческой цивилизации. Или как минимум отбрасывание ее остатков на тысячелетия назад по уровню развития.
До сих пор принято считать, что 90% имеющегося на земле ядерного оружия принадлежит США и России. На самом деле это уже совершенно не факт – после тех многочисленных сокращений, через которые прошли американские и советские/российские СЯС.
Если количество ядерных БЧ у Великобритании и Франции известно достаточно хорошо и оно действительно невелико, то сколько их имеется во всех четырех видах Народно-освободительной армии Китая (НОАК), неизвестно даже приблизительно. При этом оно может быть очень большим, особенно в связи с поступлением на вооружение МБР DF-41 (см. «Китай прикрывается ядерным щитом», «НВО» от 25.11.22).
Почти ничего на самом деле не известно про ядерные арсеналы Израиля, Индии, Пакистана, КНДР. Поэтому те 90% заведомо ушли в прошлое (хотя эту цифру до сих пор бесконечно повторяют серьезные вроде бы люди). И новые сокращения ядерных вооружений двусторонними, как раньше, быть уже не могут. Либо они будут многосторонними, либо их не будет вообще.
Более того, если Соединенные Штаты и Российская Федерация еще больше сократят свои ядерные вооружения, то, как ни удивительно это прозвучит, ядерная война перестанет быть абсолютно невозможной. То есть применение оставшегося ядерного оружия, возможно, уже не приведет к глобальной катастрофе. Соответственно, СЯС перестанут быть средством сдерживания. И это чрезвычайно сильно понизит уровень безопасности для всех стран.
Правда, в связи с нынешним крайним обострением российско-американских отношений перспективы ядерного разоружения кажутся откровенно призрачными, что подтверждается приостановкой участия России в договоре СНВ-3. А вот угроза ядерной войны стала еще выше из-за откровенной неадекватности западных политических элит.
В связи с этим усиление потенциала СЯС в целом и РВСН в особенности является чрезвычайно важной задачей (хотя, конечно, ни в коем случае не за счет развития обычных сил).
Кроме того, вполне вероятно, что необходимо полностью пересматривать всю концепцию строительства РВСН. В частности, необходимо вернуться к идее создания железнодорожных и автомобильных МБР скрытого базирования, не выявляемых средствами космической разведки (см. «Ядерный беспредел пора прекращать», «НВО» от 06.10.17).
Возможно, что нужно менять и другую концепцию: заменить подводную составляющую СЯС (см. «В деле обороны морских рубежей России есть проблемы», «НВО» от 05.10.18) на надводную – в лице судов, замаскированных под коммерческие и курсирующих исключительно по внутренним водным путям. То есть и здесь был бы реализован принцип скрытого базирования.
Стратегическую же авиацию, по-видимому, следовало бы переориентировать на решение в первую очередь неядерных задач в обычной войне (см. «Воздушные стратеги», «НВО» от 07.12.18). Отчасти это уже происходит на Украине.
Что касается гипотетических сокращений, то независимо от выполнения СНВ-3, который формально еще действует сейчас (см. «Неустойчивое равновесие, временное успокоение», «НВО» от 12.02.21), никакие новые договоры нам не нужны (даже многосторонние, не говоря уж о двусторонних).
Меч слишком ценен, чтобы его урезать. Наоборот, надо его как можно лучше наточить.
комментарии(0)