На фото глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Фото Gettyimages
Инвесторы из США, несмотря ни на что, продолжают вкладывать в экономику РФ, и уже скоро связи американского и российского бизнеса еще больше укрепятся. Таким необычным видением двусторонних отношений поделился на стартовавшем в Давосе Всемирном экономическом форуме глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Однако, как показывает история с Microsoft, американскому бизнесу на самом деле все сложнее сотрудничать с Россией. Да и в целом в мире прямые иностранные инвестиции (ПИИ), по данным ООН, падают второй год подряд.
В первый день Всемирного экономического форума в Давосе небывалую активность проявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
В кулуарах форума он рассказывал не просто о скором инвестиционном буме в России, а о буме именно американских инвестиций. Как можно было судить по его заявлениям, уже скоро произойдет настоящий расцвет в двусторонних отношениях, переломным моментом станет Петербургский международный экономический форум, который должен пройти в конце мая этого года.
«Американские инвесторы продолжают вкладываться в российскую экономику, – добавил Дмитриев. – Какие-то вещи были непубличными, но они активно участвовали в IPO «Детского мира», IPO «En+». «Активное участие американских инвесторов с российской экономикой продолжается. Мы считаем, что переломным моментом может стать Петербургский форум, там будет большая делегация от бизнеса США», – цитирует Дмитриева ТАСС.
По его словам, на предстоящем Петербургском форуме ожидаются крупные стратегические инвесторы, уже работающие на российском рынке, ряд крупнейших фондов – как фонды частного капитала, так и пенсионные. Будут приглашены крупные американские компании из технологического сектора.
Как только геополитический «лед немного растает», РФПИ надеется открыть офис в Нью-Йорке, сказал также Дмитриев в интервью Bloomberg. Правда, раньше он точно так же надеялся, что офис будет открыт до конца 2017 года.
Хотя, конечно, в стране ждут не только американских инвесторов. Вложениями в РФ продолжают интересоваться азиатские, ближневосточные, европейские инвесторы, перечислял Дмитриев в интервью телеканалу «Россия 24».
Рассказал Дмитриев и о других прекрасных ожиданиях. Например, у него есть надежда, что рост российской экономики может превысить 3% в 2018 году. «Но консервативно мы скажем, что точно он будет более 2% в этом году», – уточнил Дмитриев. Поводом для таких рассуждений стал улучшенный прогноз Goldman Sachs, по которому в 2018-м возможен 3-процентный рост экономики РФ.
Глава Внешэкономбанка Сергей Горьков тоже поделился на форуме амбициозными планами. «На пороге четвертой промышленной революции Россия имеет уникальные шансы выйти в лидеры по трем приоритетным направлениям: блокчейн, квантовые и конвергентные технологии», – сообщил он.
Основной лозунг форума в Давосе в этом году – «Создание совместного будущего в раздробленном мире». О заявленной раздробленности можно судить не только по политическим новостям, но и по докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), который был опубликован во вторник. Бизнес все меньше инвестирует в проекты за пределами родной экономики, интеграция как будто ослабевает.
Глобальные прямые иностранные инвестиции в 2017-м сократились по сравнению с 2016-м на 16% – примерно до 1,5 трлн долл. Сокращение наблюдается второй год подряд, и в основном оно обусловлено снижением потоков ПИИ в развитые страны – сразу на 27% в годовом выражении, до 810 млрд долл. «Дорога на пути к восстановлению ПИИ все еще ухабиста, – комментирует генсекретарь ЮНКТАД Мукиса Китуйи. – Стимулирование ПИИ для устойчивого развития по-прежнему остается проблемой».
Уточняется, что ПИИ в развивающиеся страны в прошлом году увеличились на 2%, достигнув 653 млрд долл. А в переходные экономики они снизились на 17% – до 55 млрд долл. И в данном случае падение было связано в основном с уменьшением инвестиционных потоков в Россию, следует из доклада.
В Кремле, напомним, совершенно иначе оценивали ситуацию с прямыми иностранными инвестициями в РФ. В декабре на Большой пресс-конференции президент Владимир Путин заявил: «У нас в этом году (в 2017-м. – «НГ») на данный момент прямые иностранные инвестиции достигли 23 млрд долл. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года».
Еще один пример раздробленности, который как раз ставит под сомнение тесное взаимодействие с американским бизнесом, – ситуация вокруг Microsoft. По сообщению Reuters, официальные дистрибьюторы Microsoft ввели новые ограничения на продажу программных продуктов более чем для 200 фирм в России после очередного раунда антироссийских санкций Вашингтона (см. «НГ» от 22.01.18). В России поставщикам нередко приходится ждать недели или даже месяцы между отправкой счета и получением оплаты. И Минфин США может расценивать задержку с оплатой как долговое финансирование в нарушение санкций, что будет грозить американским компаниям штрафами и даже в крайнем случае тюрьмой.
Как вчера сообщил в Давосе глава Минкомсвязи Николай Никифоров, история закончится тем, что Microsoft «потеряет практически полностью рынок в несколько миллиардов долларов, с точки зрения корпоративных государственных клиентов в нашей стране».
Некоторые опрошенные эксперты признают, что мир разворачивается от внешних инвестиций к внутренним. «Подтверждением тому служит, например, недавнее заявление компании Apple о возврате своего европейского капитала в США, где компания собирается открыть научный кластер, наладить производство техники, обеспечить дополнительные рабочие места», – говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.
«В мире сейчас прослеживаются тенденции к переориентации на внутренние инвестиции. США стараются вернуть промышленность себе и снижают налоги для поддержания экономического роста. Китай взял под особый контроль инвестиции в иностранные компании, чтобы избежать липовых сделок и утечки капитала из страны», – добавляет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Однако часть аналитиков думают иначе. «Степень глобализации экономики увеличивается», – утверждает вице-президент международной сети «ФинЭкспертиза» Ильгиз Баймуратов. «Общее инвестиционное затухание в масштабах отдельных экономик может и не сказываться. Как мне представляется, Россия – именно тот случай. Фундаментально российская экономика интересна для многих инвесторов, в ней скрыт колоссальный потенциал», – отмечает Баймуратов.
При этом часть экспертов считают, что по итогам 2018 года Россия действительно может получить приток прямых иностранных инвестиций. По оценкам старшего аналитика компании «Фридом Финанс» Богдана Зварича, прирост может составить около 7–10%. По прогнозу Деева, он может достичь 10–13%.
комментарии(0)