0
21327
Газета Экономика Интернет-версия

18.09.2019 19:55:00

Более тысячи зарубежных компаний покинули Россию

Девальвация рубля стала бедствием для иностранного бизнеса

Тэги: рубль, девальвация, иностранный бизнес, санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

рубль, девальвация, иностранный бизнес, санкции Ослабление рубля стало одной из причин закрытия автосборочных заводов в России. Фото Reuters

Ослабление рубля, а также другие негативные факторы привели к уходу с российского рынка более чем тысячи иностранных компаний за пять лет. Но есть и хорошие новости: иностранный бизнес не ушел весь, многие компании, наоборот, пытаются адаптироваться к экономическим тенденциям, некоторые из них рассматривают локализацию как способ снижения издержек. Правда, предприниматели уточняют: к обвалу рубля, который для России все же не редкость, приспособиться проще, чем к антироссийским санкциям и внутрироссийским реалиям ведения бизнеса.

За минувшие пять лет зарубежный бизнес заметно сократил свое присутствие на российском рынке: как показал опрос «НГ», проведенный среди представителей бизнеса, а также аналитиков, речь идет более чем о тысячи компаний.

«Но по большей части это не технологические европейские гиганты, которые как раз продолжают работать, а небольшие компании. Уход серьезных технологических брендов с нашего рынка скорее характерен для американских компаний, – пояснил аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Так, к примеру, в 2015 году из России ушла General Motors, закрыв здесь производство автомобилей марки Chevrolet и Opel. Но, кстати, Opel, который теперь принадлежит европейской группе PSA, опять намерен вернуться». По причинам, не связанным с девальвацией рубля, теперь уходят из России и другие автоконцерны.

«В 2014 году на российском рынке было зарегистрировано 6 тыс. компаний с немецким участием, сейчас их 4661», – сообщили в Российско-Германской внешнеторговой палате (РГ ВТП). Но крупные игроки никуда не ушли, немецкий бизнес по-прежнему придерживается российского рынка и считает его очень перспективным, добавил руководитель департамента коммуникаций РГ ВТП Алексей Кнельц.

Причин сокращения иностранного присутствия несколько, одна из них – девальвация рубля. По сравнению с началом 2014 года рубль сейчас слабее по отношению к доллару примерно в два раза, а к евро – в полтора. Помимо этого, естественно, сказываются санкции и несовершенства российского бизнес-климата.

«Проблему волатильности рубля нельзя рассматривать в отрыве от других факторов – в первую очередь слабой конъюнктуры российской экономики в целом, политики импортозамещения, а также политики санкций и контрсанкций», – пояснили в Российско-Германской внешнеторговой палате. Также мешают вести бизнес в России бюрократизм и коррупция.

Во Франко-российской торгово-промышленной палате (CCI France Russie) уточнили, что, если говорить о французском бизнесе, то «с обвалом рубля и вытекающим снижением потребительского спроса французские компании уже сталкивались на протяжении 20 лет работы в России». «А санкции – это совершенно новое явление, правила постоянно меняются, при этом они разные для компаний из разных стран: для компаний из США они одни, а для французских компаний могут обернуться очень серьезными проблемами – и это не из-за позиции французских властей», – утверждают в CCI France Russie.

Девальвация рубля – проблема, но теперь далеко не единственная и не самая болезненная. «Уход компаний – следствие высокого налогового давления и крайне слабой институциональной среды, – поясняет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – С одной стороны, повышенные налоги и неопределенность фискальной политики не дают предпринимателям планировать прибыль, да и в принципе крайне негативно сказываются на рентабельности бизнеса. С другой стороны, крайне слабая институциональная среда значительно повышает страновые риски от владения в России собственностью или занятия бизнесом. По этой причине многие бизнесмены предпочитают либо уходить в тень, либо – чаще всего сейчас – просто закрыть бизнес до лучших времен».

Хорошая же новость состоит в том, что Россию покинул не весь иностранный бизнес, оставшиеся предприниматели ищут способы адаптации к российским реалиям.

«Мы наблюдаем и обратный тренд, когда в условиях слабой конъюнктуры немецкие производители оборудования локализуют производства в России, чтобы выпускать продукты для российского рынка под лейблом Made in Russia, – обратил внимание Алексей Кнельц. – Среди них, например, производитель насосов Wilo, построивший завод в Ногинске, компания Claas, выпускающая комбайны и сельхозтехнику в Краснодаре, автопроизводитель Volkswagen, который давно строит автомобили в Калуге».

«Сейчас очень многие немецкие компании открывают новые производства в РФ, – продолжил Кнельц. – Mercedes-Benz открыл завод в Московской области в апреле. Производитель химпродуктов Henkel буквально неделю назад открыл новое предприятие по производству строительных смесей в Ленинградской области. А дочернее предприятие компании «КНАУФ» «Новый дом» построило первый модульный отель в России и успешно реализует программу инновационного, модульного домостроительства».

О расширении присутствия сообщает и Франко-российская торгово-промышленная палата. «К примеру, несколько месяцев назад крупная французская группа, производитель сыров Savencia, заложила первый камень в основание завода в башкирском Белебее, французский Sucden расширил присутствие в Липецкой области, французская Orpea строит реабилитационную клинику в Сколкове и пример для читателей, любящих футбол: первая официальная академия «Пари Сен-Жермен» открылась в Москве. Это примеры из разных сфер, которые не так известны, как крупные проекты французской Total», – перечислил гендиректор CCI France Russie Павел Шинский.

Новостные сводки дают и другие примеры. Ранее сообщалось, что итальянский автопроизводитель Iveco хочет расширить свое присутствие в России, предполагаемые вложения оценивались экспертами как минимум в 100 млн евро. Датский производитель насосного оборудования Grundfos объявил о решении инвестировать 35 млн евро в усиление своего присутствия в России.

Как говорят представители иностранного бизнеса, локализация производства действительно решает многие проблемы, однако далеко не для всех компаний она целесообразна.

«Локализация частично позволяет снизить кадровые издержки. Построить и запустить завод в России сейчас выгоднее, чем до 2014 года, – поясняет Алексей Кнельц. – Получив статус локального производителя, иностранная компания может принимать участие в госзакупках на равных условиях с российскими производителями». «Однозначно локализация помогает и в снижении издержек, и в доступе к госзаказу, и в более тесной работе с клиентами, сроках поставки, сервисном обслуживании», – говорит Шинский.

«Тем не менее нужно понимать, что локализация производства – то есть строительство целого предприятия – целесообразна только в условиях большого и перспективного рынка, чей потенциал просматривается на десятилетия вперед», – уточнил Кнельц.

«С моей точки зрения, локализация не приводит к удешевлению производства. Международные компании могут иметь один завод, который будет обеспечивать продукцией весь мир, и плодить заводы в этом смысле означало бы для них размывать эффективность собственного бизнеса. Кроме того, необходимо учитывать роль таможенных платежей. С точки зрения таможенной нагрузки импорт компонентов может приводить к подорожанию продукции», – обращает внимание директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров.

В то же время локализация помогает существенно сократить сроки поставки товара заказчику, добавляет он. «Если необходимая компонентная база находится в России, то товар можно будет производить под требования заказчика значительно быстрее, чем это было бы, если бы заказ отправлялся из-за границы», – говорит Захаров.

Однако, как замечают некоторые эксперты, вовсе не исключено, что воодушевляющие сообщения о новых или расширенных производствах скоро сменятся информацией об очередном бегстве иностранного бизнеса. Одной из причин этого может стать перевод хозяйственных споров в уголовную сферу. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
1221
Торговый шок вызвал падение нефтяных цен

Торговый шок вызвал падение нефтяных цен

Михаил Сергеев

Российский Минфин предупредил о потерях государственного бюджета

0
3301
Темпы иранских разработок ужасают МАГАТЭ

Темпы иранских разработок ужасают МАГАТЭ

Игорь Субботин

Урановых запасов Тегерана хватает на шесть бомб

0
2132
Российский Центробанк переносит использование цифрового рубля...

Российский Центробанк переносит использование цифрового рубля...

Михаил Сергеев

Глава Минфина РФ призывает в ЮАР внедрять цифровые платежи

0
3750

Другие новости