0
9580
Газета Экономика Интернет-версия

25.07.2022 20:31:00

Отмена санкций против авиации России оказалась иллюзорной

Самолеты идут на снижение

Тэги: авиастроение, авиаперевозки, госпрограмма, планы, западные санкции, внутренние рейсы, субсидирование

On-Line версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


авиастроение, авиаперевозки, госпрограмма, планы, западные санкции, внутренние рейсы, субсидирование В 2024 году планируется выпустить первые шесть МС-21-310. Фото с сайта www.rostec.ru

Погоня за планом перевозки 100 млн авиапассажиров за 2022 год трудновыполнима, считают в Институте экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТТП) Высшей школы экономики (ВШЭ), прокомментировав для «НГ» ситуацию в отрасли накануне анонсированного на понедельник совещания президента Владимира Путина с членами правительства по вопросам авиастроения и авиаперевозок.

Госпрограмма ценой в 700 млрд руб. предполагает рост производства новых бортов почти с геометрической прогрессией: с 15 штук новых самолетов в 2022 году до 25 шт. в 2023-м и 69 – в 2024 году. 186 новых бортов отечественная промышленность должна произвести в 2029-м. Планировать на горизонте 10 лет не так сложно, однако истинное положение дел в отрасли показывает очевидно более реальные планы на ближайшие годы. Отмены санкций против российской авиаотрасли ждать не приходится, а проблема в отрасли – необходимость обучения инженеров и технического персонала – главная, говорят эксперты ИЭТТП.

Задачи по увеличению объема внутренних авиаперевозок и повышению доступности перелетов для россиян сохраняются, заявил в понедельник президент Владимир Путин на совещании с правительством. "Подчеркну: задача по наращиванию объема внутренних перевозок, по повышению их доступности для граждан, безусловно, остается в числе ключевых - как на этот год, так и в дальнейшем. Причем речь идет в том числе и о местных, внутрирегиональных перевозках, где особое внимание надо уделить отдаленным и труднодоступным местностям", - сказал он.

Глава государства обратил внимание, что по сравнению с 2021 годом заметно некоторое снижение объемов перевозок. "Однако если смотреть в динамике за последние четыре месяца, очевиден также и рост, что в том числе связано с решениями по поддержке отрасли и по стабилизации стоимости билетов", - отметил он.

В первом полугодии 2022 года авиакомпании России сократили перевозки на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было перевезено 43,9 млн пассажиров. На совещании президента с правительством в начале июля глава Минтранса Виталий Савельев связывал это с сохраняющимися ограничениями по полетам в 11 аэропортов на юге России. За весь 2021 год авиакомпании перевезли более 111 млн пассажиров, что на 60,3% больше, чем в ковидном 2020 году, но на 13,4% меньше, чем в 2019-м. За 1-е полугодие 2019 года авиапутешественниками стали более 57,7 млн человек, сообщили в Росавиации.

В конце марта проходило еще одно совещание по авиаотрасли, где Владимир Путин обозначил необходимый объем пассажиропотока на 2022 год – «не менее 100 млн человек». Савельев позже на заседании комитета Госдумы по транспорту уточнял, что надо перевезти 90 млн человек внутри страны и 10 млн – за рубеж.

Эти цифры попали и в утвержденную правительством в конце июня программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, что предполагает снижение перевозок в 2022 к 2021 году на 10%. Далее авторы программы прогнозируют ежегодный прирост показателя. Меры господдержки позволяют сдерживать рост тарифов на авиаперевозки, отмечал Савельев в начале июля. По его словам, на развитие авиапрома правительство уже выделило 153 млрд руб. На данный момент в РФ действуют три программы субсидирования перевозок. По итогам 2022 года по программам субсидирования планируется перевезти около 5 млн пассажиров.

Решение о выделении авиакомпаниям субсидий в 100 млрд руб. для частичной компенсации расходов перевозчиков на полеты внутри страны правительство приняло в апреле. Как пояснял Савельев, средства впервые будут переводиться авиакомпаниям за фактический налет пассажиро-километров на внутренних авиалиниях. «Такая методика поддерживает именно пассажира и стимулирует перевозчика к выполнению полетов и перевозке большего числа граждан, а не к простою техники», – сообщал министр.

Владимир Путин предложил в понедельник подробно обсудить на совещании, "в каких условиях будет работать авиационная отрасль начиная с "низкого" зимнего сезона с учетом того факта, что программа поддержки сейчас рассчитана на период до 31 октября. "Нужно подумать, что после этой даты-то делать. Давайте сегодня это пообсуждаем. При необходимости определим направления дополнительной комплексной поддержки, в том числе аэропортов", - предложил президент.

На совещании также обсудили стоимость самолетов. Высокая стоимость новых российских самолетов не должна перекладываться на плечи пассажиров, заявил Путин.

«Мы понимаем стоимость отечественных авиационных судов, понимаем, что и по каким ценам компании и перевозчики будут покупать. И нужно сделать все для того, чтобы эта стоимость - а она на первых этапах, конечно, будет существенной - чтобы она не перекладывалась на плечи пассажиров», - сказал президент.

По его словам, «необходимо уже сейчас определить экономическую модель, при которой в процессе производства и обновления авиапарка будут учтены интересы российских граждан «в части доступности и удобства перелетов, доступности в том числе и по цене, естественно». Должны быть также сбалансированы интересы авиастроителей и авиакомпаний для создания конкурентных условий приобретения и эксплуатации отечественных воздушных судов, добавил президент.

Еще одним из ключевых вопросов глава государства назвал согласованность графика поставок новой авиационной техники российского производства с заявленными высокими характеристиками.

Путин заявил об уникальной возможности выйти на принципиально новый уровень развития в сфере авиации в РФ. "Сложившаяся ситуация (в которой оказалась российская авиаотрасль на фоне санкций - прим. ТАСС) при всех ее очевидных сложностях дает нам уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития, чтобы в полной мере реализовать собственный научный, технологический, промышленный потенциал - а он у нас есть, у нас хорошие заделы, достались нам еще с советских времен", - сказал Путин.

По словам Путина, "авиационная отрасль должна быть готова к быстрому восстановлению объема услуг". "Внутренний потребительский спрос сейчас активно оживает. И это будет сопровождаться опережающим ростом спроса на авиаперелеты со стороны наших граждан", - добавил глава государства.

На реализацию госпрограммы развития авиаотрасли будет направлено более 770 млрд руб., сообщал премьер-министр Михаил Мишустин. Кроме субсидирования внутренних рейсов средства пойдут также на поддержку авиастроения. Декларируется, что это позволит увеличить долю отечественных самолетов в парках российских перевозчиков с нынешних 33% до 81%.

Основные риски выполнения программы ее авторы видели в выбытии имеющегося парка воздушных судов из-за сложностей с техобслуживанием на фоне антироссийских санкций и неисполнением графика поставок отечественной техники. Через два года РФ может лишиться более половины парка самолетов иностранного производства из-за их разбора на запчасти, прогнозировал Минторг США (см. «НГ» от 30.06.22). Парк самолетов российских авиакомпаний в апреле 2022 года насчитывал 1287 единиц, их них пассажирских – 1101. Доля самолетов иностранного производства была на уровне 67%, при этом на них приходилось около 95% всего пассажирооборота.

Седьмой пакет ограничительных мер Евросоюза против России, принятый на прошлой неделе, помимо прочего, ввел исключения для некоторых видов технического взаимодействия в отношении российской стороны. Однако, отмечают в агентстве «АвиаПорт» со ссылкой на неофициальный перевод материала Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), в действительности исключение сделано на очень узкий круг вопросов, связанных со взаимодействием России и Евросоюза в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО). А все санкции, введенные после начала СВО, включая полный запрет не только на передачу комплектующих, но и оказание даже консультативной помощи российским авиакомпаниям и авиастроителям, остаются действующими и фактически запрещают все виды российско-европейского взаимодействия в сфере авиации.

Цель по объемам перевозок трудноосуществима в текущих реалиях: на 11 закрытых южных портов приходилась пятая часть пассажиропотока, сказал «НГ» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. «Это не значит, что сокращение будет на 20%, какое-то количество активных пассажиров выберут другие направления, но многие поменяют планы, – говорит эксперт. – Так как цель по объемам пока не корректируется, авиакомпании вынуждены даже в высокий сезон идти на снижение цен на билеты, то есть достижение плана может быть осуществлено в ущерб экономической деятельности перевозчиков».

Западные санкции пока сохраняют свою жесткость, говорит эксперт. «Я бы не ждал каких-то «взрывных историй» в этом направлении, иностранный парк будет сокращаться, и нам надо сконцентрироваться на производстве отечественной техники. Ситуация не безнадежная, у нас есть опыт, РФ – одна из немногих стран в мире, которая делает собственные самолеты. Опыт этот, конечно, пострадал, однако утрачен не был. Восстановление требует времени и финансов, но задача выполнимая. Однако нас ждет длительный период адаптации. Для восстановления отрасли главная задача импортозамещения сейчас – не только станки, а в первую очередь подготовка профессионалов по всей цепочке производства, инженеров и технических специалистов. Без этого планы останутся планами».

«Безусловно, нельзя недооценивать серьезность ситуации и стоящих перед авиационной отраслью задач, – заявили «НГ» в пресс-службе компании «Ростех». – В целом ситуация под контролем. Сейчас мы прилагаем все усилия для поддержания летной годности действующего парка самолетов. «Суперджет 100» выполняет функцию основной машины на региональных маршрутах. Сегодня это порядка 150 бортов. В рамках плановой работы созданы склады запасных частей, работает система ремонта и обслуживания».

«Мы работаем без оглядки на санкции – в приоритете поддержание летной годности гражданских судов отечественного производства и выпуск новых российских лайнеров, – сказали в компании. – Сегодня наша основная задача – обеспечить сегмент пассажирских авиаперевозок комфортными современными судами отечественного производства взамен Boeing и Airbus, которые ушли с нашего рынка». 

«Мы работаем без оглядки на санкции – в приоритете поддержание летной годности гражданских судов отечественного производства и выпуск новых российских лайнеров, - сказали в омпании. - Сегодня наша основная задача – обеспечить сегмент пассажирских авиаперевозок комфортными современными судами отечественного производства взамен Boeing и Airbus, которые фактически предали партнерство с Россией и ушли с нашего рынка. Для этого необходимо, во-первых, в кратчайшие сроки завершить импортозамещение тех узлов и компонентов, которые поставлялись из-за рубежа для перспективных авиационных проектов – SSJ-New и МС-21. Во-вторых, стоит задача в течение 2-3 лет выйти на крупносерийное производство пассажирских самолетов. Наш план – свыше 500 самолетов в перспективе до 2030 года. Основной акцент придется на новые модели – МС-21 и SSJ-New. Этих самолетов будут выпущены сотни штук, они станут самыми массовыми в российском небе».

Кроме того, будет также наращиваться производство лайнера Ту-214, сообщили в компании. «Это надежная, сертифицированная машина, которая сейчас поставляется малой серией в интересах специальных заказчиков. Она может выпускаться в пассажирской версии и в ближайшей перспективе станет хорошим подспорьем для наших авиакомпаний. По мере выхода в серию наших новых машин - Суперджет-NEW и МС-21, наращивания объемов выпуска Ту-214, других типов, - наш внутренний рынок будет насыщаться отечественной техникой. А иностранные самолеты будут выходить из парка. Влияние санкций на авиаотрасль значительно сократится, а компании смогут беспрепятственно перевозить пассажиров», - говорят в «Ростехе».

«Авиастроение сильно зависело от поставки иностранных узлов и агрегатов, импортозамещение займёт несколько лет, произвести необходимое количество самолётов для замены импортным удастся лишь к началу 30-х годов в лучшем случае, - сказал «НГ» авиаэксперт Илья Шатилин. - Санкции осложняют поддержание летной годности и ограничивают маршрутные сети авиакомпаний. Что касается «смягчения», то формулировка очень обтекаемая; нигде прямо не говорится о разрешении поставок запчастей; как её будут трактовать – покажет время, пока ничего не изменилось, все поставки идут по серым схемам через третьи страны».

«Что касается перевозок, то сейчас авиакомпании ради получения правительственных субсидий максимизируют налёт имеющегося парка, - продолжает эксперт. - Закрытие аэропортов юга может осложнить выполнение поручения президента перевезти не менее 90 млн. пассажиров на внутренних линиях. А закрытие Европы и США не позволяет российским авиакомпаниям летать по прибыльным направлениям и получать валютную выручку, так что сейчас все фактически сидят на шее у государства».

«В последние два с половиной года авиаперевозчики получили множество различных субсидий, льгот и специальных условий для кредитования. Помимо этого, популяризация пассажирских и грузовых авиаперевозок находится в постоянной работе у государственных и частных маркетологов, - говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. - Другой формат государственной поддержки у авиастроения. Одним из важнейших направлений по этой теме является увеличение количества и продуктивности собственных разработок, а также стимулирование внутреннего взаимодействия между проектными бюро, производителями авиационных сплавов и другими участниками процесса создания летательного аппарата и комплектующих к нему».


статьи по теме


Читайте также


Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Михаил Сергеев

Соединенные Штаты продолжают жестко контролировать распространение технологий добычи на глубоководном шельфе

0
4813
Как проводить спортивные форумы XXI века с транспортной инфраструктурой XX века

Как проводить спортивные форумы XXI века с транспортной инфраструктурой XX века

Система авиаперевозок в США, возможно, не готова принять миллионы болельщиков

0
4946
Окрепшая валюта России замедлила рост цен

Окрепшая валюта России замедлила рост цен

Ольга Соловьева

Внешнеторговая выручка влияет на инфляцию больше, чем ключевая ставка Центробанка

0
4000
Санду начала реинтеграцию Приднестровья

Санду начала реинтеграцию Приднестровья

Светлана Гамова

В Киеве считают, что непризнанная республика сама уйдет в ЕС

0
3925

Другие новости