0
3560
Газета Армии Интернет-версия

24.10.2008 00:00:00

Корпоративные солдаты для горячих точек

Тэги: чвк, бизнес, контрактники


чвк, бизнес, контрактники Американец – телохранитель Хамида Карзая.
Фото из журнала Military Technology

В начале октября генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обнародовал доклад о широком применении частных военных и охранных компаний для выполнения функций, которые ранее обеспечивались государствами. Подобный бизнес стал распространенным явлением. Доходы от этой деятельности оцениваются в 100–120 млрд. долларов в год. Речь идет о новой нетрадиционной форме наемничества.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ КОНТРАКТНИКИ

В докладе говорится: «Несмотря на происходящие в настоящее время перемены на международной арене, использование наемников как в традиционных, так и нетрадиционных формах, по-прежнему остается серьезной проблемой в современном мире». Однако в документе речь идет исключительно о деятельности частных военных и охранных компаний, главным образом из США, Великобритании, Австралии, Израиля и Канады, экспортирующих свои услуги за рубеж – в Ирак, Афганистан, Демократическую Республику Конго, Сомали, Судан и другие небезопасные страны.

А вот о наемниках «классического» типа – «солдатах удачи», «диких гусях», «псах войны», готовых за деньги воевать с кем угодно, – в докладе ни слова. Наемники обычно нанимаются для участия в мятежах, переворотах, сепаратистских войнах и тому подобных незаконных акциях. А частные военные компании работают исключительно по контракту с легитимными правительствами, международными организациями, корпорациями.

По данным Пан Ги Муна, на территории Ирака действуют около 180 частных военных и охранных компаний, использующих 48 тыс. сотрудников (в т.ч. иракцев – В.М.). В Афганистане таких охранных фирм около 60. В них числится от 18 до 28 тыс. сотрудников, в том числе 8 тыс. иностранцев. При этом 6 тысяч из них работают на две крупнейшие частные военные компании «Блэквотер» и «ДинКорп».

Генерального секретаря ООН тревожит, что частные охранники не являются ни военными, ни штатскими, хотя выполняют задачи военного и полувоенного характера. При этом действуют в так называемой «серой зоне» в условиях ограниченного надзора и контроля местных властей. При этом, подчеркивается в докладе, часто нарушают права человека. ООН явно в растерянности и пытается реагировать на явление, которое еще не понимает. А сам Пан Ги Мун, похоже, запамятовал, что гуманитарные конвои ООН в Сомали, суданском Дарфуре и других горячих точках сплошь и рядом охраняют представители этих самых частных военных компаний.

Впервые частные солдаты появились в 1990-е годы на Балканах по контракту с НАТО. С тех пор спрос на их услуги резко вырос. В мире самый настоящий бум на частные армии. Если раньше на рынке подобных услуг доминировали фирмы США, то ныне их теснят частные военные компании (ЧВК) из Великобритании, Канады, Израиля. В Лондоне в 2006 году возникла Британская ассоциация частных охранных предприятий (BAPSC), которая регулирует деятельность и отстаивает интересы частных служб безопасности за пределами Соединенного Королевства. ЧВК играют важную роль в зонах конфликтов, обеспечивая восстановление экономики и государственного управления, занимаются поддержанием правопорядка и подготовкой местных силовиков.

В Ираке помимо 150 тыс. военнослужащих США и других стран – союзников Вашингтона находится порядка 30 тыс. сотрудников частных военных и охранных предприятий из-за рубежа. Это свыше 20% численности иностранных войск в стране. При этом они работают в наиболее опасных районах Ирака, сопровождают автоколонны, охраняют важные объекты, например, посольства и банки.

ИНСТРУКТОРЫ, ТЕХНИКИ, ОХРАННИКИ

Частные военные компании выросли из охранных фирм США. В 1980-е и 1990-е годы они специализировались главным образом на подавлении забастовочного движения. Так, фирма «Вэнс» «прославилась» нападениями на автомобилестроителей во время 19-месячной забастовки в Детройте в 1995–1996 годах. Тогда ранения получил 61 человек. Главной задачей было провоцировать рабочих на насилие, чтобы натравить на них полицию.

Нанятые бывшие военные избивали бастующих на предприятиях «Катерпиллер» и «Бриджстоун», водителей автобусов фирмы «Грейхаунд», шахтеров «Питстоун» и десятков других предприятий. Свои «услуги» американцы в то же время стали «экспортировать» в Канаду. Хорошие связи во властных кругах позднее позволили компании заключить многомиллионные контракты с администрацией Буша. «Вэнс» охраняла в 2004 году предвыборный штаб связки Буш–Чейни в Арлингтоне за 1,5 млн. долларов. И активно включилась в войну с терроризмом. Сейчас фирма сосредоточилась на более выгодном военном бизнесе, распространив свою деятельность на страны Латинской Америки, Южной Африки и Европы, в том числе на постсоветское пространство.

Подобную эволюцию прошли и другие охранные фирмы. Например, компания Wackenhut, численность персонала которой достигает 35 тыс. мужчин и женщин. По контрактам с властями штатов она содержит тюрьмы и другие исправительные учреждения (впрочем, под ее «опекой» оказалась и одна тюрьма на Ямайке). Предоставляла определенные услуги в организации и обслуживании тюремного лагеря в Гуантанамо. По контракту с Департаментом национальной безопасности эксплуатирует лагеря перемещенных лиц, где содержатся люди, ищущие убежища в США. А кроме того, осуществляет охрану американских посольств во многих странах мира. Общая сумма только правительственных контрактов Wackenhut достигает 200 млн. долларов в год.

Среди крупнейших военно-охранных компаний США – группа 4 Securicor PLC, в состав которой входит Wackenhut. Она обеспечивает разного рода операции более чем в 100 странах мира на шести континентах.

Гражданские подрядчики в армиях многих государств появились в связи с необходимостью обслуживать все более сложные системы вооружения. Представители военной промышленности, традиционно проводящие регламентные работы и ремонт военной техники, стали сопровождать свою продукцию в зоны боевых действий и даже осуществлять техническую помощь в бою. Для Пентагона оказалось рентабельнее заключить договоры на обслуживание ВВТ с частными фирмами, чем создавать специальные службы и подразделения для этих целей. По некоторым данным, 28% всех вооружений армии США обслуживается частниками. Более того, без их участия эксплуатация отдельных видов вооружения уже невозможна.

С 1994 года Пентагон заключил с частными компаниями 3061 договор на широкий спектр услуг, включающий контракты на профессиональную подготовку, материально-техническое обслуживание, обеспечение безопасности и тому подобное на сумму более 300 млрд. долларов. Сфера безопасности становится самым быстрорастущим сектором экономики США. По прогнозам, ее оборот увеличится с 5 млрд. долларов в 2000 году до 130 миллиардов в 2010-м.

РЫНОК ВОЕННЫХ УСЛУГ

После прекращения холодной войны с конфронтацией двух политических лагерей мир скатился в период локальных войн и слабых государств. Эта слабость вынуждает правительства прибегать к помощи извне. Далеко не всегда эту помощь готовы оказать другие страны, а вот ЧВК – тут как тут. Иногда такая помощь оказывается с благословения правительств. Наиболее свежий пример – обучение грузинской армии инструкторами из Израиля, США, Турции, Великобритании и других стран. Кроме подготовки силовых структур ЧВК занимаются помощью в поставках вооружения и снаряжения, разработкой стратегических и оперативных планов обороны, строительством фортификационных сооружений, разминированием и уничтожением взрывоопасных предметов.

В кризисные периоды ЧВК выполняют охранные функции, как в Ираке и Афганистане. Их сотрудники не только сопровождают грузовые конвои и защищают от нападений различные объекты, но и служат телохранителями. После того как в 2002 году в президента Афганистана Хамида Карзая стрелял собственный охранник, его жизнь оберегают исключительно американцы, в том числе несколько женщин. Около ста постоянных охранников получают по 10 тыс. долларов в месяц.

Однако на поле боя ЧВК появляются крайне редко. Хотя такие случаи известны. По контракту с правительствами Сьерра-Леоне и Анголы частные армии участвовали в местных вооруженных конфликтах.

Кроме правительств к услугам ЧВК прибегают международные и неправительственные организации, та же ООН, например. В этих случаях речь идет о защите персонала этих организаций, госпиталей, лагерей беженцев, гуманитарных грузов и пунктов распределения помощи. Транснациональные компании прибегают к помощи ЧВК, если не могут положиться на охрану из местного населения. В частности, в Нигерии именно местные племена совершают регулярные нападения и берут заложников на нефтепромыслах. Правительственные войска и полиция оказались совершенно неэффективны, поэтому приходится прибегать к услугам иностранных частных военных и охранных компаний.

В последнее время появилась тенденция нанимать в американские ЧВК латиноамериканцев. Бывшие военнослужащие из Сальвадора, Чили и Колумбии получают гораздо меньше граждан США, но раз в пять больше, чем могли бы заработать у себя дома. Подобный подход поощряется, поскольку снимает ответственность с Белого дома за жизни этих людей и социальные выплаты в случае их смерти. За гибель своего военнослужащего в Ираке Пентагон обязан выплатить полмиллиона долларов, а убитый гражданский охранник ему не стоит ничего. А главное – смерть иностранца не вызывает протестов в США.

Федеральный закон запрещает использовать американских солдат за рубежом без объявления войны и разрешения Конгресса. Однако Соединенные Штаты проводят военные операции, используя ЧВК. Таким образом они боролись с наркобизнесом в Колумбии, попутно воюя с левыми повстанческими группировками. В конце 1990-х годов частным военным компаниям за искоренение плантаций коки было выплачено более миллиарда долларов.

Реальность такова, что услуги ЧВК широко востребованы, а сами они показали свою эффективность. Без них уже невозможны гуманитарные операции в Африке и других горячих точках. Слабость правительств, высокий уровень террористической опасности, зависимость глобальной экономики от источников природных ресурсов и еще ряд факторов буквально служат залогом развития и процветания частных военных компаний.

Однако присутствие гражданских лиц в вооруженных силах и на поле боя порождает вопросы юридического и этического характера, связанные с подчиненностью, подотчетностью, полномочиями, обеспечением безопасности и ответственностью за жизнь штатских контрактников.

И не напрасно звучит тревога в докладе Пан Ги Муна. ЧВК слишком часто не соблюдают ни военные, ни гражданские законы, оказываются неподсудны и бесконтрольны. Частным охранникам, в отличие от военнослужащих, сошли с рук пытки в иракской тюрьме Абу-Грейб. 16 сентября в центре Багдада сотрудники ЧВК «Блэкуотер», сопровождавшие американских дипломатов, открыли беспорядочный огонь и застрелили 17 иракцев. Никто наказан не был.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1050
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1691
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1535
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2892

Другие новости