0
19855
Газета История Интернет-версия

15.03.2013 00:01:00

Балкано-Дунайская конфедерация

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – историк, писатель.

Тэги: история, война, СССР, Великобритания, США, Черчилль, Балканы


история, война, СССР, Великобритания, США, Черчилль, Балканы Жители Софии 15 сентября 1944 года встречали советских воинов-освободителей. Фото © РИА Новости

В 2013 году страна будет отмечать 70-летие блестящих побед русского оружия под Курском, Орлом, Смоленском (операция «Суворов»). По традиции будут говорить, что эти успехи вызывали восхищение в странах-союзницах по антигитлеровской коалиции. Это справедливо в отношении народов, но в министерских кабинетах они вызывали раздражение, иногда переходившие в припадки бешенства. Британский премьер Уинстон Черчилль несколько раз говорил: «Нужно не допустить Советы в долину Дуная и на Балканы».
«Всякий раз, когда премьер-министр настаивал на вторжении через Балканы, – говорил Франклин Рузвельт своему сыну Эллиоту, – всем присутствовавшим было совершенно ясно, чего он хочет. Он хочет врезаться клином в Центральную Европу, чтобы не пустить Красную Армию в Австрию и Румынию и даже, если возможно, в Венгрию». Был вновь реанимирован версальский план создания «санитарного кордона» против СССР в Центральной Европе и на Балканах. Кстати, идея санитарного кордона против России родилась совсем не в Версале в апреле 1919 года. Еще кардинал Ришелье пытался использовать Речь Посполитую в качестве санитарного кордона против Московского государства, хотя и выражал свои мысли иной терминологией. В 1940 году Черчилль при поддержке США выдвинул идею создания Балкано-Дунайской федерации – блока Балканских и придунайских стран, направленного против СССР. В состав федерации должны были войти Болгария, Югославия, Турция, Греция, Албания и Македония. Федерация была бы самостоятельной государственной единицей, руководимой Англией.
ВРЕМЕННАЯ
ПОЛЬСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
Одним из первых шагов по организации антисоветского блока явилась временная «польско-чехословацкая федерация», созданная в ноябре 1940 года эмигрантскими правительствами этих стран в Лондоне. После войны в состав этой федерации Англия думала вовлечь Румынию, Венгрию, возможно, Австрию. Вторым этапом в образовании антисоветского блока явился договор о политическом союзе, подписанный в январе 1942 года греческим и югославским эмигрантскими правительствами. Тогда же в Лондоне было подписано польско-чехословацкое соглашение о создании другой федерации Центрально-европейского союза.
Сразу после начала Великой Отечественной войны советское правительство обратилось к Черчиллю с предложением провести наступательную операцию против Германии. Лучшим способом отвлечь часть дивизий вермахта с Восточного фронта стала бы высадка во Франции. Англичане могли бы десантироваться и в оккупированной немцами Норвегии. С учетом превосходства англичан на море и географического положения Норвегии у Лондона были большие шансы на успех.
Англичане в 1942 году начали разработку операции «Юпитер» – вторжения в Норвегию. 15 сентября 1942 года Черчилль на заседании комитета начальников штабов заявил: «В конечном счете может случиться так, что операция «Юпитер», несмотря на риск и большие затраты на ее проведение, окажется не только необходимой, но и наиболее дешевой». Согласно плану «Юпитер» в Норвегии планировали высадить две пехотные дивизии, части усиления, в том числе танковые и артиллерийские, спецназ и другие. Всего – не менее 25 тысяч человек. Черчилль рассчитывал обмануть и Гитлера, и Сталина. Однако Сталин демонстративно отказался обсуждать с британским представителем план взаимодействия в ходе операции «Юпитер».
Что же получается? Сталин сорвал открытие «второго фронта» на Севере? Вовсе нет, просто Иосиф Виссарионович был очень умным и вдобавок хорошо информированным политиком. Он прекрасно знал, что Черчилль бессовестно врет. Ловить на лжи британского премьера в ходе жестоких боев за Сталинград было нецелесообразно. Но и участвовать в британском блефе советский вождь не пожелал.
Итак, Сталин заранее знал о подготовке к операции «Торч», а Гитлер купился по полной программе. Именно в Норвегию были отправлены почти все крупные надводные корабли кригсмарине и сотни тяжелых береговых орудий, которые могли сыграть важную роль в обороне Нормандии и юга Франции в 1944 году. А союзные войска высадились во французской Северной Африке. До ближайшего немецкого солдата от места их высадки было от 400 до 1200 км. Однако операция «Торч» не была стратегической ошибкой. Наоборот, это был первой шаг многоходовой операции по установлению мирового господства США и Англии.
После захвата Северной Африки должна была последовать высадка в Сицилии, а затем – капитуляция Италии. Ну а итальянский «сапог» был идеальным плацдармом для вторжения на Балканы. При этом Лондон и Вашингтон полагались не только на свои вооруженные силы, но и на дворцовые перевороты в Италии, Венгрии, Болгарии, Румынии и других государствах.
КОМУ НАПРАВЛЯЛАСЬ БОЖЬЯ
ПОМОЩЬ
Огромную роль в планах создания Балкано-Дунайской федерации играл Ватикан. Римский папа Пий XII был ярым антикоммунистом и русофобом. Он открыто поддержал нападение Германии на СССР. Спору нет, Ватикан вел свою игру. Святой престол конфликтовал с Гитлером по поводу прав и имущества католической церкви в Германии, миссионерской деятельности католической церкви на захваченных территориях СССР и так далее. Однако главной своей задачей Пий XII считал заключение сепаратного мира между западными союзниками и Германией. 5 января 1943 года Пий XII обратился к президенту США с посланием, в котором подчеркнул необходимость торопиться с окончанием войны и выразил готовность предложить в любой момент свое сотрудничество в этом деле.
Идею Черчилля о Балкано-Дунайской федерации Пий XII принял с воодушевлением. По мнению папы, католическая церковь должна была доминировать в управлении этой федерацией. Любопытно, что хотя Италия и Англия с июня 1940 года находились в состоянии войны, в Ватикане по-прежнему оставался британский посол при Святом престоле. И это был не заурядный чиновник МИДа, а сэр Френсис д’Арси Осборн герцог Лидский. Пий XII регулярно давал аудиенции Осборну, и после наиболее важных бесед посол летал в Лондон для доклада Черчиллю.
Есть сведения о том, что Ватикан параллельно зондировал вопрос о федерации с германскими дипломатами и представителями СС. Судя по всему, генералы вермахта и руководство СС не спешили обсуждать с фюрером вопрос о федерации. Федерацию планировали создать без него. Замечу, что переговоры о выходе Италии из войны Лондон и Вашингтон вели не только с Ватиканом, но и с окружением короля, итальянским генералитетом и даже с мафией, используя для контактов ее «филиалы» в США.
Неограниченный правитель Венгрии регент Миклош Хорти уже в конце 1942 года вступил в переговоры с Англией и США о выходе из войны. 30–31 января 1943 года в городе Адане (Турция) состоялась встреча Уинстона Черчилля с турецким премьером Исметом Инёню. 10 февраля 1943 года венгерский посланник в Анкаре Инош Вернле передал премьер-министру и министру иностранных дел Венгрии Миклошу Каллаи отчет о конференции. Он сообщал: «По мнению министра иностранных дел Менеменджоглу, после эвентуального поражения Германии в Европе нарушится равновесие и наступит хаос, распространение которого следует как-то предотвратить. Поэтому он полагает, что те страны, которые, по сути дела, не имеют отношения к ведущейся в настоящее время войне, должны образовать блок порядка и безопасности, который ограничил бы распространение хаоса. Сюда относятся Турция, Греция, Болгария, Югославия, Румыния и Венгрия». Инош Вернле несколько раз упоминал Венгрию: Черчилль ему не возражал. Это и понятно, ведь турецкий министр повторял идею самого Черчилля.
ПРОЕКТЫ ПОСЛЕВОЕННОГО
УСТРОЙСТВА ЕВРОПЫ
Предметом обсуждения была также послевоенная Европа. По этому вопросу у Черчилля в то время еще не сложилось определенное мнение. Он лишь в общей форме говорил о том, что, возможно, образуются три группы государств: балтийская, центрально-европейская и южно-европейская (план Бенеша). По его мнению, этот план не встретит затруднений, ибо каждое государство почувствует, что речь идет о его национальном существовании. Всякое же сопротивление поставит под вопрос само существование государства, и потому оно предпочтет смириться с таким урегулированием. Полицейские же функции будет нести гигантский англо-американский воздушный флот (он говорил о 50 тыс. самолетов, которые любую агрессию подавят в зародыше).
Последнее соображение также понравилось туркам, и они тут же подхватили его, спросив, будет ли воздушная полиция подавлять любую агрессию, откуда бы она ни шла? На утвердительный ответ Черчилля они еще острее поставили вопрос: будет ли такая мера применена в случае русского нападения? Получив вновь утвердительный ответ, они спросили, приведет ли возможный прорыв России на Балканы к действиям воздушной полиции? Черчилль опять ответил утвердительно.
Надо ли говорить, что в министерских кабинетах Софии и Бухареста охотно внимали планам создания федерации. Этот план к сентябрю 1943 года оказался на грани реализации. Захват большей части Италии мог вызвать переход на сторону западных союзников правительств Венгрии, Болгарии, Румынии, Албании и, возможно, Югославии. Понятно, что создание нового санитарного барьера серьезно осложнило бы дальнейшее продвижение Красной армии. Не был исключен и силовой слом барьера, что, в свою очередь, привело бы к конфликту между странами антигитлеровской коалиции, то есть попросту к перерастанию Второй мировой войны в третью мировую.
Почему же не сработал многоступенчатый план Черчилля и Пия XII? 8 сентября в 19 час. 45 мин. главнокомандующий итальянской армией маршал Бадольо объявил о безоговорочной капитуляции Италии. В окружении короля был придуман хитроумный план – отправить короля с семьей и министрами на итальянский остров Маддалена, находящийся вблизи пролива Бонифачо, разделяющего острова Корсика и Сардиния. Остров расположен в 2–3 км от Сардинии и в 18–20 км от Корсики. Таким образом, небольшой курортный город Маддалена должен был стать столицей королевства Италия. То есть у итальянского народа должно было создаться впечатление, что король и правительство в Италии действуют независимо от союзников.
Увы, 9 сентября германские бомбардировщики с высоты 5 км, использовав две управляемые бомбы, потопили новейший линкор «Рома» и повредили однотипный линкор «Италия». Получив известие о гибели «Ромы», король испугался и вместо Чивитавеккья бежал из Рима на юг Италии в порт Бриндизи, где и сдался союзникам. Одновременно батальон германских парашютистов захватил ставку итальянского верховного командования в местечке Монте-Ротондо, расположенном к северо-западу от Рима. Комплекс зданий и подземных сооружений в Монте-Ротондо охраняло несколько сот карабинеров, а также полевая и зенитная артиллерия. Тем не менее парашютисты захватили штаб с 35 генералами и сотней штабных офицеров. А через три дня еще одна группа десантников во главе с Отто Скорцени освободила арестованного диктатора Бенито Муссолини.
После переговоров с фюрером Муссолини под германской охраной отправился в Ломбардию. Там в маленьком курортном городке Сало на живописном берегу озера Гарда Муссолини 23 сентября 1945 года объявил о низложении Савойской династии и основании социалистической республики Италия. Вскоре Сало стал столицей этой республики. Демагог Муссолини пообещал установить в Италии власть трудящихся и отобрать землю у помещиков.
Действия парашютистов парализовали волю итальянского командования, и немецкие войска за несколько дней без боя заняли почти всю Италию. Оставшись без плацдарма на Апеннинском полуострове, Черчилль и Пий XII не отказались от идеи создания Балкано-Дунайской федерации. Но тут в дело вмешалась Красная Армия. 31 августа 1944 года наши танки вошли в Бухарест, 16 сентября – в Софию, 20 октября – в Белград, 13 февраля 1945 года – в Будапешт.
КАТЕРНИКОВ ОСТАНОВИЛ ТОЛЬКО ПРИКАЗ ИЗ МОСКВЫ
В конце августа 1944 года советская Дунайская флотилия двинулась вверх по Дунаю. В первые годы войны союзная авиация принципиально не ставила мины на этой стратегически важной водной артерии вермахта. А вот с лета 1944 года минные постановки пошли полным ходом. И уже к концу сентября союзники сбросили в Дунай 2445 новейших магнитных донных мин. Тралить их советским морякам оказалось гораздо сложнее, чем немецким, и траление затянулось до 1948 года. Тем не менее Дунайская флотилия с боем прошла Белград, Будапешт, Братиславу и Вену. 9 мая 1945 года наши бронекатера у австрийского города Линца заметили танки с белыми звездами на башнях. Но остановились моряки лишь по приказу из Москвы.
Разумеется, что крест на Балкано-Дунайской федерации помогли поставить не только танкисты и моряки, но и наши дипломаты и разведчики. Нелишне вспомнить и о роли Русской Православной Церкви. С началом войны советское правительство приостановило критические высказывания советской прессы в адрес католической церкви. Москва сделала ряд шагов навстречу Ватикану. Однако усилия Святого престола в устройстве сепаратного мира и создании Балкано-Дунайской федерации не могли не изменить позицию Кремля. «Первый залп» по Ватикану сделало руководство РПЦ. В начале 1944 года в «Журнале Московской патриархии» вышла антикатолическая публикация патриарха Сергия. Статья под названием «Есть ли у Христа наместник в Церкви» была замечена на Западе и вызвала резонанс в церковных и политических кругах. В своей статье патриарх Сергий утверждал, что сама идея о каком-либо наместничестве в Церкви немыслима и отчасти кощунственна.
6 февраля 1945 года на Поместном соборе было подвергнуто резкой критике предложение Пия XII о «мягком» мире для Германии. В 1944–1945 годах РПЦ провела важные переговоры с руководством Православных Церквей предполагаемой Балкано-Дунайской федерации, особенно с сербской, румынской и болгарской. В конце 1944 года руководство РПЦ выступило за создание «системы православного единства», которое выражалось в тесном сотрудничестве Поместных Православных Церквей.
Сразу после окончания Ялтинской конференции, где была окончательно похоронена идея Балкано-Дунайской федерации, Московская патриархия распространила заявление патриарха Алексия, где он выражал «величайшее удовлетворение и радость» по поводу итогов конференции:
«Положено твердое основание будущему миру во всем мире. То, о чем непрестанно молится Церковь: «о мире всего мира» – видится уже в недалеком будущем. Сокрушен будет окончательно «молот всей земли» (Прор. Иерем. 50, 23) – яростный и наступательный германский фашизм – не только силою доблестных воинов союзных государств, но и мудростью нашего Великого Сталина и Глав Союзных с нами Правительств. Все это с определенностью вытекает из твердых и ясных решений Конференции, которая поставила себе задачей «обеспечить такое положение, при котором люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды».  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1179
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1196
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1097
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
1827

Другие новости