0
5492
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

21.03.2023 20:13:00

Полторы комнаты в реке времени

Марина Лошак написала заявление об увольнении по собственному желанию

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: гмии, пушкинский музей, марина лошак, елизавета лихачева, карьера


гмии, пушкинский музей, марина лошак, елизавета лихачева, карьера На фото Марина Лошак. Фото агентства городских новостей "Москва"

Руководившую Пушкинским музеем 10 лет Марину Лошак сменит Елизавета Лихачева, перемещающаяся сюда из директорского кресла Музея архитектуры. Вести об уходе Марины Лошак из ГМИИ, сперва прошедшие фейком после увольнения из Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой (см. «НГ» от 10.02.23), были ожидаемы. Контракт Лошак заканчивался в начале апреля. Заявление по собственному желанию она написала в день рождения своей предшественницы Ирины Антоновой, а попрощалась с директорским кабинетом на следующий день – инсталляцией Александра Бродского «Полторы комнаты». По информации СМИ, место Лихачевой в Музее архитектуры займет его главный хранитель Наталья Шашкова.

«Все надо делать вовремя и самой. Сегодня это вовремя во всех смыслах», – сказала Марина Лошак, представляя инсталляцию Бродского и комментируя свое заявление об уходе.

Директорский «почерк» Марины Лошак сильно отличался от эпохи Ирины Антоновой, и отношения между ними, не секрет, были сложными. Сейчас дело в другом. Когда и этот период оказался завершенным, стало видно, что в него многое уместилось. Смещение фокуса на современное искусство (что не отменяло обращений к классике) вылилось в направление «Пушкинский XXI», сопровождавшееся созданием отдела кино и медиаискусства и началом формирования коллекции современного, тоже преимущественно медиа-, искусства. Но главное в смысле contemporary art, что Пушкинский принял под крыло многострадальный Государственный центр современного искусства, фактически расформированный в 2016-м, присоединенный к РОСИЗО, организации другого профиля и принципиально иной квалификации. Организационно и финансово это вливание в структуру ГМИИ осуществлялось непросто, зато сотрудники институций говорят на одном языке. А те проекты филиалов ГЦСИ-ГМИИ, которые недавно довелось посмотреть корреспонденту «НГ», – что вторая, ренессансно-современная часть выставочного триптиха «Названо Вазари» в Нижнем Новгороде (см. «НГ» от 28.12.22), что выставка «Пульсирующее многоточие» (см. «НГ» от 20.02.23), открывшая появившуюся наконец-то у Балтийского филиала в Калининграде площадку, – были отлично сделаны.

От классики Пушкинский не отказывался, и это не только экспозиции-саги о Щукиных и Морозовых, не только классика современности в международном проекте о послевоенном искусстве «Лицом к будущему» – но и недавняя египетская выставка, сделанная после совместного исследовательского проекта с Курчатовским институтом, и ренессансные экспозиции, и важнейший проект по реставрации и исследованию перемещенных ценностей эпохи Возрождения. При этом акцент на современности и новых медиа сказался еще и в том, что в пору пандемийной самоизоляции как раз Пушкинский музей представил самые разнообразные и качественные онлайн-проекты. С музейным городком работы затягиваются, но это зависит от госсредств. В воскресенье в главном здании Пушкинского закрылся «Всеобщий язык», огромное междисциплинарное выставочное полотно о культуре как универсальном языке и о связи времен…

В мечтах об иначе устроенном мире преемником Лошак мог бы стать ее заместитель по научной работе Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, известный и очень уважаемый специалист, которого из Петербурга в Москву позвала Лошак. Для музея это был значимый шаг.

Задуманные Лошак нынешние «Полторы комнаты» адресуют, понятное дело, к эссе Иосифа Бродского и петербургскому музею, которым занимался Александр Бродский. Между большим директорским кабинетом и соседним поменьше, где был устроен посвященный Ирине Антоновой мемориальный зал, снята дверь. Помещения соединены проходом: по его сторонам выставлены книги отзывов с выставок ГМИИ с 1950-х годов и до последнего времени. Это река времени. Лошак говорила, что музей сейчас в хорошей форме, что планы сформированы до конца 2025 года, обещала помогать и сотрудникам, и музею, писать письма спонсорам: «Мы не должны потерять это место в том качестве, в котором оно существует».

Карьера Елизаветы Лихачевой формировалась в Музее архитектуры, в который она пришла в 2006-м и которым стала руководить в 2017-м. В 2014 году получила искусствоведческое образование – диплом с отличием – на истфаке МГУ и стала замдиректора Музея Мельниковых (филиал Музея архитектуры), присоединение которого к Музею архитектуры, как многие еще помнят, сопровождалось громкими скандалами. Прежде Лихачева училась на юриста в Московском университете МВД и успела поработать в Федеральной миграционной службе. Возглавить ГМИИ ей предложила министр культуры Ольга Любимова. На сайте ведомства информация о смене директора появилась лишь около полудня 21 марта, когда новость состарилась. При этом никаких слов благодарности прежнему руководителю там нет, что для кадровых решений такого уровня выглядит несколько необычным.

Спроецировать деятельность в Музее архитектуры, хотя институция эта в последние годы была довольной активной, на Пушкинский музей, конечно, нельзя – слишком разная специфика и разный масштаб институций. В нынешних политических обстоятельствах существенно уже то, что у нового директора есть опыт музейной работы и профильное образование, связанное с классическим искусством, – в отличие от Елены Проничевой, поставленной министерством в Третьяковку. Поскольку выставочные планы ГМИИ сформированы на два года вперед, видимо, первоочередной вопрос, который придется решать Лихачевой, будет касаться вопросов строительства музейного городка. Впрочем, и тут, как известно на примере Ирины Антоновой и Марины Лошак, все зависит не от музея. 


Читайте также


Айртон Сенна – бразилец на все времена

Айртон Сенна – бразилец на все времена

Юрий Паниев

1 мая будут вспоминать легендарного автогонщика

0
1289
Вейсберг в поисках абсолюта

Вейсберг в поисках абсолюта

Дарья Курдюкова

На выставке "От цвета к свету" в Пушкинском музее

0
4242
Пушкинский музей открыл гастрономически-барочную выставку, важную для науки

Пушкинский музей открыл гастрономически-барочную выставку, важную для науки

Дарья Курдюкова

Суета сует в изобилии

0
4312
ГМИИ им. А. С. Пушкина пополнил коллекцию картиной "Поклонение волхвов"

ГМИИ им. А. С. Пушкина пополнил коллекцию картиной "Поклонение волхвов"

Анастасия Башкатова

0
5479

Другие новости