Тему об освоении богатейшего Улуг-Хемского угольного бассейна в Республике Тыва, прогнозные запасы которого оцениваются в 14 млрд. тонн дефицитных высококачественных коксующихся углей, следует начинать со строительства железной дороги в этот отдаленный и неблагополучный сегодня регион.
«Россия может потерять Тыву, если не будет построена железная дорога на Кызыл – столицу республики, – говорил в начале этого года начальник Экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович. – Дорогу Курагино–Кызыл нужно обязательно прокладывать или в республике будут жить не российские люди, а кто-то другой. И это нужно отчетливо понимать», – подчеркнул тогда высокопоставленный эксперт.
Речь прежде всего шла о том, что нормальное развитие региона без полноценной транспортной структуры невозможно. Вопрос продолжает быть актуальным, судя по итогам заседания президиума Госсовета 12 ноября в Красноярске, когда президент России поручил доработать и принять стратегию развития транспорта до 2030 года. «Совершенно очевидно, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными. И сегодня недостатки в транспортной инфраструктуре, так же как и в энергетике, являются реальными факторами, сдерживающими наше экономическое развитие», – отметил Путин.
При этом президент обратил внимание участников заседания на то, что «мы с вами сегодня обсуждаем не решение проблем выживания, мы сегодня с вами занимаемся проблемами развития». Соответственно и добыча угля без возможности его вывоза по железной дороге бесперспективна. Поэтому инициатором строительства 460-километровой ветки Курагино–Кызыл выступила «Объединенная промышленная корпорация». ОПК принадлежит лицензия на разработку около миллиарда тонн угля Элегестского месторождения, входящего в Улуг-Хемский бассейн.
В начале этого года проект ОПК был одобрен правительственной комиссией как образец частногосударственного партнерства и будет в равных долях финансироваться Инвестфондом РФ и ОПК. Поэтому теперь пришло время приступать к реализации проекта. Во время 2-го российско-китайского экономического форума на высшем уровне был подписан меморандум между ОПК и «Китайской государственной корпорацией по экспорту и импорту машин и оборудования», входящей в состав «Всекитайской корпорации генеральных технологий». В рамках соглашения планируется привлечь консорциум ведущих китайских компаний к строительству железнодорожной дороги в Тыву.
В состав консорциума входят также Всекитайская железнодорожно-строительная корпорация и ее Первый проектно-изыскательский институт, которые обладают большим опытом проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта в сложных горноклиматических условиях. Именно эти компании спроектировали и построили высокогорную Тибетскую железную дорогу.
Не менее важным стало соглашение между ОПК, Цзинаньским проектным институтом угольной промышленности и Китайской государственной корпорацией «Машимпекс» о сотрудничестве в области освоения Элегестского месторождения. Стороны договорились о привлечении Цзинаньского проектного института и КГК «Машимпекс» к разработке технологической схемы добычи угля на Элегестском месторождении методом обрушения. Данная технология на протяжении последних лет была успешно отработана на шахтах в Китае и позволила существенно увеличить объемы добычи угля. Цзинаньский проектный институт является ведущей проектной организацией угольной отрасли в Китае, по проектам которого построено более 150 угольных предприятий. Обе компании входят в группу Всекитайской корпорации генеральных технологий (Genertec) и обладают обширным практическим опытом в проектировании и строительстве угольных шахт в КНР и за рубежом. Соглашение было подписано по итогам визита делегации ОПК в КНР с целью ознакомления с опытом использования технологии добычи угля с обрушением на китайских шахтах и китайским горно-шахтным оборудованием.