0
4592
Газета Я так вижу Интернет-версия

27.05.2020 19:12:00

В названии ЕГЭ может исчезнуть первая буква

Только пандемия коронавируса вынудила пересмотреть работу системы единого госэкзамена

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, школьный учитель математики.

Тэги: госэкзамены, егэ, вуз, коронавирус, пандемия, covid 19

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

госэкзамены, егэ, вуз, коронавирус, пандемия, covid 19 Фото агентства городских новостей "Москва"

С момента, когда я окончил школу, прошло более 40 лет. Тогда тоже были государственные экзамены, в том числе письменные (математика и сочинение). Однако при поступлении в институт экзамены сдавали в самом институте. Для технических специальностей надо было сдавать четыре экзамена (математику – письменно и устно, физику и сочинение). Никаких платных групп не было. Конкурсы были реальными – от двух до двухсот человек на место.

Школа участвовала в процессе поступления в институты посредством среднего балла аттестата, который округлялся до половинных значений. Проходной балл вычислялся на основе суммы пяти значений – вступительных экзаменов и среднего балла. В ведущих вузах проходной балл был 24,5 или 25, что не позволяло выпускнику со средним баллом школьного аттестата на уровне 4 и ниже даже рассматривать себя в роли абитуриента в такой институт.

Единых для всех вузов программ вступительных испытаний не было. Каждый институт имел собственный набор задач по математике и физике, нюансы которых знали только посвященные. Узнать эти нюансы можно было либо бесплатно в вечерних физматшколах при вузах, куда тоже было непросто поступить, либо за деньги у репетиторов из самого вуза, в том числе и у тех, кто готовил эти задачи. Роль школы сводилась к существенному, но не основному среднему баллу в аттестате.

С внедрением ЕГЭ все изменилось. Вузы осуществляют конкурсный отбор абитуриентов на основе результатов школьных экзаменов. Есть ведущие университеты, которые все же проводят дополнительные внутренние испытания (ДВИ), но таких учреждений весьма немного. К тому же ДВИ отсекают только тех, кто получает по испытанию двойку. Таким образом, вроде бы устраняется разрыв между выпускниками разных школ.

ЕГЭ – система вполне здравая и направлена на соблюдение социальной справедливости. Только есть один нюанс. Не все выпускники 11-х классов стремятся получать высшее образование. Есть немало профессий, для получения которых 11 классов необходимы, а высшее образование не нужно. Поэтому сообщество старшеклассников очень разнородно: кто-то стремится, а кто-то не стремится. И отношение к ЕГЭ разное у всех учеников. Особенно отчетливо это проявляется в математике, где есть выбор между сдачей базового (можно сдать на четверку вообще без знаний математики 10 и 11-го класса) и профильного (на 100 баллов сдаст не каждый кандидат физико-математических наук).

Эта, на мой взгляд, порочная система работала много лет. ЕГЭ были обязаны сдавать все школьники. Вне зависимости от их дальнейших планов в аспекте образования. И только пандемия коронавируса вынудила пересмотреть работу системы. По крайней мере на этот год.

То решение, которое было принято по ЕГЭ, представляется мне вполне логичным. Те ученики, которые в вузы не поступают, ЕГЭ не сдают. А те ученики, которые поступают, сдают. Причем именно те экзамены, которые необходимы для поступления в конкретный вуз. Но при такой схеме ЕГЭ уже не ЕГЭ, так как отсутствует всеобщность сдачи экзамена. Это просто ГЭ, хотя он проводится в один день и по единым правилам. Собственно говоря, в советских школах так и было.

Что будет дальше? Прогнозы давать не хочу. Многое зависит от набора не вполне предсказуемых параметров. Тем не менее возможны три сценария.

Первый вариант – все останется в том состоянии, как было до пандемии. ЕГЭ будут именно ЕГЭ. И сдавать их будут все выпускники. Сильный аргумент за сохранение старого порядка – отлаженность системы.

Второй вариант – полная отмена ЕГЭ с переносом центра тяжести по вступительным экзаменам непосредственно в вузы. Очевидно, что университеты будут лоббировать такой порядок поступления. Причин много, чтобы отрезать школы от лакомого абитуриентского пирога.

Наконец, может сохраниться промежуточный вариант нынешнего учебного года. С одной стороны, социальная справедливость и примерно равные условия сдачи экзаменов сохраняются. С другой – незаинтересованные не сдают ненужное. Действительно, зачем заказывать такси, если вы никуда не едете? И при этом огромная экономия бюджетных средств. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
10829
Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Дополнительная подготовка детей к ЕГЭ будет бесплатной

Наталья Савицкая

Новая стратегия развития образования обещает прорыв в разрешении болезненных проблем системы

0
15623
Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Рейтинги вузов и научных организаций ничего дать не могут, кроме материала для отчетов чиновников

0
28893
Три причины провалов в школьной математике

Три причины провалов в школьной математике

Игорь Аглицкий

Сейчас ученики вынуждены потреблять коктейль из плохой арифметики, готовых решений и слабой логики

0
11221

Другие новости