Фото Joe Raedle/Getty Images
Неделя началась с небольшого дипломатического скандальчика в США: Дональд Трамп отругал представительницу страны в ООН Никки Хейли, которая не вовремя анонсировала введение новой порции санкций против РФ. Американская администрация даже известила российское посольство в Вашингтоне, что в ближайшее время санкций в отношении Москвы не будет.
Министр финансов Стивен Мнучин пояснил, что введенные 6 апреля санкции возымели эффект, на который рассчитывали американцы. А Трамп заявил, что никто не занимает более жесткую позицию в отношении России, чем он, и заверил, что дополнительные санкции все же введут, когда российские власти будут в полной мере этого заслуживать.
На неделе США продемонстрировали тяжелую санкционную артиллерию и в отношении Китая. На семь лет была отлучена от американских технологий в виде полного запрета на поставки китайская компания ZTE, один из крупнейших в мире поставщиков телекоммуникационного оборудования.
Российские власти всю неделю думали, как помочь отечественным компаниям, по которым санкции уже ударили. Второе направление административной мысли – как ответить американцам. При этом идеи из разных министерств и Госдумы транслировались по всем СМИ.
Глава российского Минфина Антон Силуанов заявил, что компании, подпавшие под санкции США, запросили ликвидность на сумму около 100 млрд руб. По его мнению, помощь может быть оказана, но не за счет частичной национализации, а в виде авансового финансирования. Правительство думает также помогать за счет закупок продукции. Впрочем, административный мыслительный процесс хотят упорядочить и создать специальную структуру, которая займется реагированием на санкции.
В Госдуме продолжают готовить закон, который даст право правительству по своему усмотрению вводить ответные санкции. При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил на неделе с предложением ввести ответственность за следование антироссийским санкциям США на территории России.
Шанс «наказать» американцев выдался уже на прошлой неделе. Именно в это время заканчивался срок действия договора о пролетах иностранных гражданских самолетов над территорией РФ. Госдеп даже сообщал, что Россия перенесла встречу, на которой должен был обсуждаться вопрос о продлении пролетного договора. Авиакомпании начали разрабатывать новые маршруты в обход территории РФ. Но в итоге соглашение продлили. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил также, что принято решение не вводить запрет на поставки российского титана американской компании Boeing, потому что это ударило бы по российскому производителю.
После изменения позиции канцлера Ангелы Меркель по трактовке политической составляющей строительства газопровода «Северный поток – 2» казалось, что противники проекта смогут развить инициативу. Зампред Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович во время визита в Германию даже предлагал организовать четырехстороннюю встречу на высшем уровне, темой которой стал бы транзит российского газа в Европу через территорию Украины. Ассоциация европейского бизнеса в России и объединения компаний из ФРГ, работающие с РФ, перед визитом Меркель в США громко заявили о своем беспокойстве из-за усиления американских санкций. По данным СМИ, руководство Германии хочет получить освобождение для своих компаний от угрозы наказания за работу в РФ.
Аналитики отмечали на неделе некоторое восстановление рынка акций РФ и рубля после потрясений первой декады апреля. Кроме уже упоминавшейся паузы в санкциях в плюс сыграла и информация от SWIFT, что отключение российских банков от этой системы расчетов не планируется. Ну и конечно, нельзя не сказать о главном стабилизаторе нашей экономики – вопреки прогнозам нефтяные цены подобрались к отметке 74 долл. впервые с 2014 года.
Под давлением новой нефтяной реальности правительство РФ (в лице Минэкономразвития) поменяло макропрогноз. Впрочем, новая редакция макропрогноза устарела почти сразу после публикации. Например, вместо 43,8 долл. за баррель теперь предсказывается цена в 61,4 долл. Но, главное, рост нефтедоходов не предполагает пересмотра динамики ВВП, рост которого в 2018-м все равно ожидается около 2%.
На прошлой неделе явно обострилась борьба за должности в будущем кабинете и структуру будущего правительства. Минэкономразвития в этой подковерной борьбе, похоже, отведена роль жертвы. О своих амбициях заявил Минфин, который хочет стать в новом правительстве главным экономическим регулятором, подчинив себе МЭР и даже получив часть функций Центробанка. Антон Силуанов заявил в среду, что за ускорение экономического роста в стране отвечают всего два ведомства – его Минфин и Минпромторг. А о пользе от Минэкономразвития Силуанов не сказал ни слова.
комментарии(0)