Импорт электромобилей из Китая сталкивается с высокой тарификацией как в США и Канаде, так и в Европе. Фото Reuters
Евросоюз вводит новые пошлины на китайские электромобили – вплоть до 35,3% к уже имеющемуся тарифу в 10%. Пекин, помимо обращения с жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО), прямо просит своих автопроизводителей не инвестировать в страны ЕС. В самом Евросоюзе мнения по поводу необходимости введения пошлины разнятся. Это увеличивает шансы на то, что Пекин и Брюссель все-таки сумеют достичь компромисса.
Спустя год после инициирования расследования бизнес-практик Поднебесной ЕС решился на введение новых пошлин на импорт китайских электромобилей. Точнее, Брюссель ввел высокие пошлины окончательно. Дело в том, что повышение тарифов уже произошло летом. В том числе на 37,6% на продукцию принадлежащей государству компании SAIC и производителей, которые отказались сотрудничать с расследовавшей комиссией, и 20,8% на авто тех, кто сотрудничал с ней. Однако тогда мера вводилась на четыре месяца, как раз к принятию окончательного решения, суть которого заключается в том, что в целом введенные меры сохраняются и продлятся еще пять лет.
Автомобили BYD будут облагаться дополнительной пошлиной в 17,7%, Geely – в 18,8%. Под ударом оказалась и компания Tesla – детище Илона Маска имеет завод в Шанхае, и ввоз его продукции будет облагаться тарифом в 7,8% помимо ранее установленной пошлины в 10%.
Напомним, Соединенные Штаты и Канада ввели еще более суровые меры в отношении китайских производителей электромобилей. Их пошлины достигают 100%.
В Европе мнения на этот счет разнятся. Например, резко против введения новых тарифов выступила Германия и ее представители, в частности автоконцерн Volkswagen. Причем последнему, по данным немецких СМИ со ссылкой на представителей самой компании, придется закрыть три завода из 10 функционирующих на территории Германии. ФРГ опасается начала торговой войны со стороны Поднебесной. А вот Франция, в частности ее новый министр экономики Антуан Арман, выступает в защиту интересов европейских автопроизводителей.
Немцы же уверяют, что тарифами конкурентоспособность европейских автоконцернов повысить не удастся. Их поддерживают венгры, однако Берлин и Будапешт оказались в явном меньшинстве, и в итоге решение в пользу новых тарифов все-таки было принято.
При этом тезис о возможном расширении торговой войны Китая с США и Европой для многих выглядит достаточно сомнительным, ведь взаимные тарифы могут ударить и по китайцам.
«Многие экономисты указывают на то, что у Китая резервы развития внутреннего рынка близки к исчерпанию, и китайским компаниям невыгодно уходить из Европы. А вялотекущая торговая война длится уже несколько лет и касается рынка редкоземельных металлов и сталелитейной промышленности. Но, опять-таки, абстрактной торговой войны быть не может – это все конкретные сферы», – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
В разговоре с «НГ» он отметил, что в ВТО вполне могут понять претензии Китая, особенно учитывая то, что пошлины введены не краткосрочно, а на пять лет.
«Одно дело вводить пошлины для защиты своего рынка, а другое – ставить постоянный барьер», – говорит эксперт.
Но профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Портанский полагает, что наиболее вероятным сценарием станет все-таки обсуждение проблем европейцами и китайцами.
«Все же диалог ведется цивилизованно, и в ближайшее время ожидаются переговоры. Большинство споров в ВТО решаются именно таким способом. К тому же сейчас по вине американцев уже несколько лет не функционирует апелляционный орган арбитража, который должен заработать в конце года, о чем договорились на конференции ВТО в Абу-Даби», – сказал Портанский «НГ».
Он пояснил, что сейчас в апелляционной комиссии не хватает судей. А до этого проигравшая сторона почти всегда подавала апелляцию. Но это все же не значит, что ВТО и ее решения – пустой звук. Большинство решений, до которых доходило дело, исполнялись проигравшей стороной.