0
6175
Газета Экономика Интернет-версия

25.05.2022 20:20:00

Санкции добрались до Арктики

Ограничения уменьшают привлекательность российского Севера

Тэги: санкционная война, арктика, освоение, стратегия, грузооборот, севморпуть, ограничения

Все статьи по теме "Санкционные войны"

санкционная война, арктика, освоение, стратегия, грузооборот, севморпуть, ограничения Рестрикции ограничивают получение Россией судов и оборудования для арктических проектов. Фото с сайта www.kremlin.ru

Экономическое противостояние с Западом ставит под вопрос реалистичность планов освоения Арктики, которые были написаны в РФ до начала санкционной войны. У России в арктическом макрорегионе появились две новые проблемы – одна внутренняя, а другая сугубо международная. Участникам арктических планов предстоит определиться, как можно осуществить утвержденные проекты без участия иностранных партнеров. Эксперты «НГ» не исключают, что экономическая привлекательность российского Северного морского пути (СМП) в условиях санкций может снизиться.

Для арктических регионов вопрос цены на продовольствие имеет жизненно важное значение, заявила в среду зампред Госдумы Ирина Яровая в ходе парламентских слушаний комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. 

«Мы видим, что рост цен на продовольствие имеет разные скачкообразные выражения и не всегда обоснован», – сказала она. И предложила подключить к контролю за ценами северного завоза Федеральную антимонопольную службу.

В прошлом году по СМП перевезли около 35 млн т груза, в основном нефть и сжиженный природный газ, которые в основном поставлялись в Европу, где теперь планируют закрыться от российских углеводородов. Но 3 млн т – это грузы для жителей 25 регионов, которые отправляют морями в короткий летний промежуток. Если до сих пор ЦБ отмечал, что жители тех регионов сталкиваются с наименьшей продуктовой инфляцией в стране из-за того, что они пользовались еще тем, что было завезено в 2021 году, то теперь выросшая стоимость доставки будет учитываться в новых партиях товара. Как отмечалось на слушаниях, стоимость доставки одного контейнера на Чукотку выросла с 250 до 370 тыс. руб.

У «северного завоза» нет пока юридически точного описания, и проект закона о нем Минвостокразвития планирует представить только весной следующего года. На слушаниях в среду представители Чукотки и Якутии выражали недоумение по этому поводу, опасаясь, что из-за этого продолжатся трудности с этим самым завозом и в 2022 году, как было и в предыдущие годы, когда тему отдали на откуп регионам. По их словам, из бюджетов различных уровней субсидируются только 20% завоза, остальное – на совести и возможностях среднего и малого бизнеса. В марте правительство РФ обещало в своем Telegram-канале ежегодно выделять из федерального бюджета по 560 млн руб. на субсидирование льготных тарифов на перевозку грузов по СМП.

Возможно, чиновники не торопятся писать новый закон из-за того, что ждут начала обещанного ими же самими начала круглогодичного движения по СМП с 2023 года (такое заявление делал вице-премьер Юрий Трутнев), ведь тогда смысл понятия «северный завоз» кардинально изменится, и отправлять продукты, лекарства, стройматериалы, горючее на Север можно будет в любое время года.

Недавно принятая стратегия развития Арктики предполагает увеличение грузооборота по СМП как минимум до 80 млн т к 2025 году. Причем рост в основном ожидался за счет новых предприятий по добыче и переработке углеводородов. После успешного запуска производства сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале проект получил развитие в строительстве нового завода, но в среду для него пришли неутешительные новости – появились сообщения, что южнокорейская верфь компании Daewoo расторгла контракт на строительство трех танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2», не дождавшись планового платежа.

«Отказ корейской компании строить танкеры для «Арктик СПГ 2» – это не самая главная проблема проекта. Гораздо более тревожными выглядят сообщения гонконгской прессы о том, что ряд китайских компаний приостановили поставки в Арктику уже готовых производственных линий для этого проекта, – сказал «НГ» лаборант Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Никита Поташев. – Это – прямая угроза строительству, так как альтернативных поставщиков такого оборудования пока нет».

По словам эксперта, СМП – это энергетический мост, по которому в основном перевозится нефть и газ. По его словам, сложности, связанные с технологическими санкциями, обсуждаемое эмбарго на поставки российских углеводородов могут спровоцировать снижение объемов перевозок. «Запуск контейнерных перевозок тоже под большим вопросом: для них нужна стабильность условий, в том числе климатических, нужна глубокая модернизация морских портов по всей трассе, создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации. После начала украинского кризиса даже китайские инвесторы теряют интерес к подобным проектам. К тому же крупнейшие зарубежные компании заявили, что не будут заходить в российские порты, значит, значительного увеличения грузооборота в контейнерах на трассе СМП ждать не приходится», – прогнозирует Поташев.

«Ледоколы будут строиться на отечественных технологиях, но вот будет ли адекватный спрос на них?» – задается вопросом эксперт. «Экономическая привлекательность СМП в новых условиях представляется труднопрогнозируемой. В условиях двузначной инфляции проблема арктических цен приобретает новую остроту. Сейчас как никогда нужен баланс между рыночной экономикой и поддержкой социальной стабильности», – говорит Поташев.

Санкции будут негативно влиять на ситуацию с развитием Арктики, сказал «НГ» депутат Госдумы, глава Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Алексей Веллер. «На Севере теперь также надо уделять особое внимание развитию собственных производственных мощностей, объединять усилия бизнеса. В частности, нужно развивать свой судоремонт», – сказал он.

Россия уже год является председателем в Арктическом совете, и оно продлится и в 2023 году. Но в марте западные страны-члены совета временно приостановили свое участие в нем. Более того, Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО. Арктический регион становится интернациональным театром военных действий, заявил посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов. Зато РФ активизировала в рамках совета сотрудничество с Китаем, которые является там наблюдателем. 26 мая пройдет конференция «Российско-китайское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктики» в рамках программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

Некоторые эксперты не думают, что возможна серьезная изоляция России в российской же Арктике. «Россия это Арктика, Арктика это Россия, так что никакая изоляция нас здесь невозможна, – сказал «НГ» генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Расширение активности на СМП будет происходить вслед за вводом в эксплуатацию новых ледоколов. В глобальное потепление я лично не верю, скорее можно ждать малый ледниковый период. Компетенции по строительству судов у нас есть, теперь придется без финнов и корейцев самим строить суда ледового класса. На мой взгляд, это не бином ньютона, и мы это осилим. Будем развивать здесь добычу углеводородов, они еще долго будут востребованы», – сказал эксперт.



статьи по теме


Читайте также


Не допустить пропаганды

Не допустить пропаганды

Андрей Щербак-Жуков

Организован Экспертный центр для оценки книг на предмет соответствия законам

0
774
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
948
Лондон вступил в схватку за Центральную Азию

Лондон вступил в схватку за Центральную Азию

Виктория Панфилова

Великобритания старается вытеснить Россию из региона

0
2610
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
5176

Другие новости